Краткое содержание «Дети Арбата» А. Н. Рыбакова

Через всю книгу проходят судьбы нескольких человек: Саши Панкратова и его мамы, Лены Будягиной, Нины и Вари Ивановых, Юрия Шарока, Вадима и Вики Марасевич. Чьи-то судьбы тесно сплетены с книгой, другие, появившись, тают, теряются на ее страницах.

Главный герой книги – Саша Панкратов, бывший когда-то активистом, комсомольцем, учился в техническом университете. За то, что назвал бухгалтерию аполитичной наукой, а в выпуске стенгазеты к седьмому ноября не сделал передовицу и написал смешные эпиграммы, он был исключен из института и комсомола.

Позже и вовсе сослан в деревню Мозгова на Ангаре. То, что эпиграммы и обвинения в аполитичности бухгалтерии были лишь поводом, становится ясно очень быстро, но истинные причины не афишируются. Очевидно, они связаны с его дядей, Марком Александровичем, и другими высокопоставленными лицами.

Саша, уверенный в себе, сильный человек, воспитывавший в себе несокрушимую волю, испытал на себе всю гамму чувств – от надежды, что дело его разберут, поймут, что он ни в чем не виновен, до тоски, отчаяния, апатии и опять надежды. Но надежды уже не на то, чтобы вернуться в Москву и доказать свою невиновность, а надежду на любовь.

На

станции перед отправкой в ссылку Варя увидела его с бородой. Его внешний вид внушил ей ужас и страх. Несколько дней она не могла смириться с тем, что Саша стал похож на старика. Тема старика, перекликается с мыслями и страхами Сталина. Зубной врач предложил ему поставить пластиковый протез вместо удаленного зуба. Но Сталин был против – так он будет выглядеть старым, а ему надо жить, руководить людьми, менять подчиненных, убивать их, уничтожать старое. Его образ, размышления проходят через всю книгу. На некоторых страницах он говорит сам, на других автор пересекает мысли Сталина с размышлениями Саши. Так, Сталин думает о том, что он управляет людьми, которые верят в него как в отца, бога. Панкратов же приходит к мысли, что все судебные процессы, расстрелы – только для укрепления власти одного человека, в которого люди верят, ради которого страдают.

Что делать в такой ситуации? Жить как заяц, прятаться ото всех, приспособляться жить как все и не высовываться? Наверное, такую жизнь избрал для себя Юра Шарок. Сын бывшего владельца модной мастерской, он с детства ненавидел всех, чувствовал себя ущемленным. Однако смело и уверенно шел по карьерной лестнице, не обращая внимания на чувства людей, используя связи, просчитывая, что будет для него лучше. Вероятно, он мог бы отказаться от своих родителей и брата, который попал в тюрьму из-за кражи.

Тема родственных связей, отношений и того, кем остается человек, важна в книге. В начале книги автор прямо пишет, что для детей революции отвлечение на личное это предательство общественного. Но в ссылке Саша встречает разных людей. Сын ссыльного Петра Кузьмича отрекся от него, выбрав учебу и комсомол. К другому ссыльному, Михаилу Михайловичу, приехала на место ссылки его жена, хотя он просил ее отречься от него ради себя и детей, выйти замуж, сменить фамилию, избавиться от его имени. Зида предлагает Панкратову жениться на ней и тоже сменить фамилию, стать другим человеком. Не случайно Варя, поступая на работу, а потом и в профсоюз, вынуждена отвечать на огромное количество вопросов, связанных со своими родственниками. Вся личная жизнь перестает быть личной, становится достоянием властей, НКВД, разглядывающих ее под микроскопом. Люди типа Юры Шарока складывают ее в папки, перешнуровывают, сохраняют.

Тем важнее отношения Саши с Варей, мамой и даже отцом, который их бросил. Женщина, за ночь превратившаяся в старуху, нежная, но сильная девушка, не понимающая, зачем ей нужно вступать в комсомол, отец, хороший ли плохой, для него обретают смысл. Человеческие отношения становятся важнее партии и номенклатуры.

Через все повествование проходит жизнь Арбата, как будто он сам – живой человек. Арбат, а вместе с ним и вся Москва, живет, меняется. Вот респектабельный дом, по соседству с ним – маленькие старые домики, барские особняками. Вечером зажигаются огни кинотеатров, ходят веселые девчонки, звенит трамвай. Но через какое-то время уже этих нет трамвайных трелей, пути демонтируют, строят станцию метро. Сталин меняет город, делает так, что Москва стала памятником его эпохи, заново воссоздает его. Ибо только архитектура и города долговечны.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Краткое содержание «Дети Арбата» А. Н. Рыбакова