Конфликт двух эпох в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"
Читая комедию А.С. Грибоедова "Горе от ума", мы становимся свидетелями столкновения двух эпох – "века нынешнего" и "века минувшего". "Горе от ума" — единственное ставшее известным произведения Александра Сергеевича Грибоедова снискал всенародную известность. Это произведение стоит особняком в русской литературе первой четверти XIX века.
Конфликт поколений показан Грибоедовым с точки зрения передового человека своего времени, близкого по взглядам к декабристам. Но не сразу было понято художественное
Создание этой пьесы ознаменовало переход от классицизма к реализму в русской литературе. Персонажи в пьесе не делятся на положительных
Насмешливое отношение к барской Москве приведет Чацкого к конфликту с обществом. Чацкому ненавистны "прошедшего житья подлейшие черты", люди, которые, "сужденья черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма". Речь Чацкого, действительно, отличается остроумием. Но вначале Чацкому и дела не было до Фамусова, он не желал ни с кем спорить или ссориться. Единственная, ради кого он приехал в Москву, — это Софья. Но она холодна, и ее холодность очень мучает Чацкого. С Фамусовым говорить ему скучно, и он готов прекратить с ним спор. Но Фамусова уже не унять; он начинает поучать Чацкого, для него образец поведения — раболепство: "Смотрели бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя!" — говорит Фамусов.
Зрителю и читателю уже ясно, между Фамусовым и Чацким не просто спор – столкнулись два мировоззрения, два лагеря. Чацкий все еще не хочет продолжать спор, он готов уйти в себя. Но Фамусов сыплет соль на рану — неожиданно намекает на распространенный слух о сватовстве Скалозуба. И это будит Чацкого. Раздражение нарастает все больше и больше и в конце концов разрешается резким монологом. И вот слово за словом, монолог за монологом, глядишь, и уже кипит борьба не на жизнь, а на смерть.
Драматургическое мастерство Грибоедова проявляется в умелом слиянии истории несчастной любви Чацкого к Софье и конфликта Чацкого с московским дворянством. В Чацком воплотились черты передового человека того времени. Пусть он не заботится о том, много ли людей поверят ему и поддержат, зато он убежден в искренности своих слов, и поэтому сломить его ничто не в силах. Пусть он похож на лишнего человека, одинокого протестанта, мечтателя, зато его убеждения сильны.
Как истинный просветитель, Чацкий отстаивает права разума и страстно верит в его силу. Он защищает право служить просвещению и науке:
Теперь пускай из нас один
Из молодых людей, найдется враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науке он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным, —
Они тотчас: разбой! Пожар!
И прослывет у них мечтателем! Опасным !!!
Высказываясь горячо и страстно, Чацкий наносит страшный удар фамусовскому обществу. Он знает, за что воюет. Он требует свободы не только для себя, но и для своего века. Его идеал — это свобода. И не просто свобода, а свобода от всех цепей рабства, шутовства и низкопоклонства. Он — обличитель лжи. Чацкий не понят и одинок. В этом трагедия самого Чацкого — благородного, умного, честного человека с чувством собственного достоинства. В этом трагедия всей пьесы. Он сломлен количеством старой силы. Более того — он вытолкнут из фамусовского общества.
В борьбе с миром фамусовых Чацкий — победитель, а не побежденный, ибо остался самим собой. Из всех героев пьесы он наиболее живая личность; натура его сильнее и глубже прочих. Горячий, благородный сумасброд: обличил, осудил и восстал. Такой навсегда изгнан фамусовским обществом. Говорят, один в поле не воин. Да нет же, воин, если этот воин — Чацкий. Первым, застрельщикам всегда достается. И поэтому Чацкий — жертва. Это еще одно подтверждение того, что пьеса "Горе от ума" — трагедия. Так же как в пьесе переплетается личная драма с общественной, переплетается комедия с трагедией. Но как бы ни смеялся зритель в театре, после спектакля обязательно найдется то, над чем захочется подумать, поразмышлять без иронии. Ведь конфликт между старым и новым вечен, как мир. А тема страданий умного, образованного человека в России злободневна и сегодня.
Рекомендуется к прочтению:
- Конфликт двух эпох в комедии Александра Грибоедова "Горе от ума"
- Смысл названия комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»
- Идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума"
- Герой комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»
- Сочинение по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” на тему “Век нынешний и век грядущий”
- Идеи декабризма в комедии Александра Грибоедова "Горе от ума"
- Краткое содержание сказки Пеппи длинный чулок.
Конфликт двух эпох в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"