Идейно-художественный анализ стихотворения Федора Тютчева «Полдень»
Пейзажная лирика – это отдых для души, она вызывает умиротворение, не заставляет думать о сокровенном или вспоминать былое. Но трогает душу благодаря красивым поэтическим образам. Примером такого лирического произведения является стихотворение Ф.Тютчева «Полдень», написанное в конце двадцатых годов девятнадцатого века.
Изображение сонного, притихшего, обездвиженного пейзажа в знойный полдень создается благодаря мастерскому использованию речи. Во-первых, это касается лексико-семантических особенностей произведения.
В основном
Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река,
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
Анафорой подчеркивается значимость этого слова, передающего состояние природы в момент,
Вторая строфа также создают атмосферу всепоглощающей, сковывающей дремоты, пролезающей всюду:
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет.
Но образы античной греческой мифологии, а именно Пан и нимфы, указывают на живость природы, ведь эти герои – ее хранители, живущие в лесах. Однако, даже «великий Пан» не в силах противиться дремоте, он скрылся от нее в пещере нимф.
Таким образом, природа в стихотворении Ф.Тютчева «Полдень» предстает перед читателем как одушевленное существо, изнывающее от жары в знойный полдень. Несмотря на небольшой объем произведения – всего два четверостишия – тема и идея раскрыты полностью. Лаконично, благодаря использованию средств художественной выразительности, поэт доносит гармонию природы в любом ее состоянии или проявлении.
Стихотворение «Полдень» характеризует Ф.Тютчева как поэта со свойственным ему видением природы, которое он вкладывал в строки.
Рекомендуется к прочтению:
- Анализ стихотворения Федора Тютчева “Полдень”
- Идейно-художественный анализ стихотворения Федора Тютчева «Чародейкою зимою»
- Идейно-художественный анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Три пальмы»
- Анализ стихотворения Федора Тютчева “Весь день она лежала в забытьи…”
- Анализ стихотворения Тютчева “Не то, что мните вы, природа…”
- Идейно-художественный анализ стихотворения Осипа Мандельштама «Нежнее нежного»
- Белов привычное дело сочинение.
Идейно-художественный анализ стихотворения Федора Тютчева «Полдень»