«Гримасы быта» в сатирической поэзии Маяковского
Отношение Маяковского к миру всегда было чисто полярным, все делится на черное и белое, полутона почти отсутствуют. «Ненавижу всяческую мертвечину, обожаю всяческую жизнь» — вот лейтмотив творчества поэта. Именно эта ненависть к «мертвечине» ярче всего проявляется в сатирических произведениях. При этом Маяковский предельно четок в разграничениях, последователен и гиперболичен, то есть способен преувеличивать и доводить предмет сатиры до абсурда.
Второй причиной того, что поэт уделяет огромное внимание написанию сатирических
В своей статье «Как делать стихи» Маяковский указывает, что писать те или иные стихи его побуждает «творческая необходимость, социальный заказ». Поэт ощущает опасность того или иного явления, необходимость
До революции поэт считает мертвым весь мир, и поэтому весь мир становится объектом высмеивания. Маяковский постоянно эпатирует публику, дразнит ее, отсюда — постоянный вызов толпе в названиях стихотворений («Нате!», «Вам!», «Эй!»).
Маяковский переосмысливает само искусство сатиры, вводит новые приемы и переиначивает использование старых. Поэт снижает жанр гимна («Гимн обеду»), широко использует метафору («Легко ли критикам наше белье ежедневно прополаскивать в газетной странице?»), искаженные цитаты («Мысль одна под волосица вложена: «Причесываться? Зачем же?! На время не стоит труда, а вечно причесанным быть невозможно…») и т. д.
После Октябрьской революции происходит перелом в творчестве Маяковского. «Я с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден…» — провозглашает поэт и посвящает свою поэзию революционной борьбе.
Аудитория сатиры Маяковского — 150 000 000. Отсюда — появление главных ее качеств — простоты и доходчивости, основными жанрами становятся жанры народные — частушка, песня, сказка. Стихотворения, как правило, строятся по одной схеме: общие соображения по теме стиха («Хоть пока победила крестьянская рать, хоть пока на границах мир, не время еще в землю штык втыкать, красных армий ряды крепки!»); предмет сатиры («Кто из вас не крещен военным огнем, кто считает, что шкурнику лучше? Прочитай про это, подумай о нем, вникни в этот сказочный случай»); фантастическая сказочная история, имеющая реальную основу; печальный конец героя сатиры и предостережение читателям («Бабу видели мою, наши обыватели? Не хотите в том раю сами побывать ли?»).
В период с 1919 по 1922 год идет работа Маяковского в окнах ГОСТа, которые поэт назвал «красочной историей трех боевейших годов Союза». Язык произведений того периода предельно краток и понятен, используются народные жанры: загадка, пословица, частушка, а также пародия на старое искусство. Эта работа помогла поэту отточить сатиру, выработать новые приемы и навыки.
В 1921 году выходит стихотворение «О дряни»: Слава, слава героям!!! Впрочем, им довольно воздали дани. Теперь поговорим о дряни». Стихотворение «О дряни» становится программным для последующего творчества Маяковского. Бури утихомирились, «и вылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина». Мещанство у поэта — это не сословие, а нравственная категория. После отступления опасности на фронтах наибольшую опасность начинает представлять собой быт. Мещанин очень легко усваивает советскую атрибутику, символы («И мне с эмблемами платья. Без серпа и молота не покажешься в свете!»), на стене у него портрет Маркса, котенок греется, «на «Известиях» лежа». Для Маяковского обыватели мертвы, и поэтому он использует прием оживления вещей — портрет оказывается живее настоящих людей.
Итак, «мещане» и «обывательщина», по мнению поэта, являются первым врагом республики. Второй враг, безусловно, бюрократия, опасность которой Маяковский увидел сразу после революции (в автобиографии «Я сам» в главе «Октябрь» он записал: «Начинают заседать»). В 1922 году поэт пишет лейтмотивное для этой темы стихотворение «Прозаседавшиеся». Сам факт постоянных заседаний там доводится до абсурда («Поневоле приходится раздвоиться. До пояса здесь — остальное там»). В конце, как обычно, дается вывод-указание к действию: «О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!» Тема бюрократии развивается также в стихах «Бюрократиада», «Анчар», «Фабрика бюрократов» и т. д.
Кроме вышеуказанных главных пороков нового общества Маяковский критикует религию, пьянство, взяточничество и многие нравственные пороки людей: ханжество, трусость, сплетничество и пр. Сатирические произведения поэта — это всегда деятельный призыв к искоренению недостатков.
Большое количество стихотворений Маяковского является сатирой на бесчеловечный дух наживы в капиталистическом обществе (циклы «Стихи об Америке», «Париж» и пр.). Маяковский высмеивает мещанство в различных аспектах советской и западной жизни, делая выводы в пользу своей страны.
Сатирические темы затрагиваются и в ряде драматических произведений автора. Маяковский по-новому понимает театр: театр не зеркало, а увеличительное стекло, все работает на гиперболизацию. «Мистерия-буфф», — сатира на старый мир, пьеса «Клоп» направлена против мещан, «Баня» — пьеса о бюрократах. Все они злободневны, остры, сатирический эффект достигается за счет преувеличения недостатков и введения элементов фантастики.
Все сатирическое творчество Маяковского отчетливо ориентировано на будущее. Уверенность поэта в том, что Россия избавится от всего дурного и что его произведения могут этому помочь, огромно.
Рекомендуется к прочтению:
- О дряни (сатирические стихи Маяковского советского периода)
- Художественное своеобразие поэзии Маяковского
- Традиции и новаторство в поэзии Владимира Маяковского
- Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского
- Владимир Маяковский — неувядаемый авангардист русской поэзии
- Тема поэта и поэзии в лирике Маяковского
- Образ Молчалина в комедии Горе от ума.
«Гримасы быта» в сатирической поэзии Маяковского