«Большое сердце» Маяковского

…Вышли вы на заре и сразу

громким голосом заговорили.

А день-то велик!..

Хватит ли вас?

М. Горький

Озабоченность Горького понятна. В России многих талантливых людей «не хватило» на всю жизнь. Они либо гибли в начале своего творческого пути, смятые железной пятой самодержавия, либо, начав громким голосом, по тем же причинам не могли выдержать взятую силу до конца. Любому молодому литератору легко было ошибиться в выборе пути в это насыщенное событиями предреволюционное время, наэлектризованное

жаждой перемен в политическом строе, в общественной жизни, в духовной сфере, в оценке главных человеческих ценностей. Любому. Но это был Маяковский!

Его хватило не только на всю жизнь. Сменяется поколение поколением, а творчество великого поэта не только не стареет, а наоборот, становится все ближе и понятнее миллионам людей. Чем дальше отодвигается от нас время, в котором творил Маяковский, тем ближе приближаемся мы к пониманию всей глубины его поэтических открытий.

Владимир Маяковский. Кто он? Что мы знаем о нем? Многие годы на этого человека был «навешен ярлык» гения революции, о нем мало знали

как о человеке, забывали, что и у него есть простое человеческое сердце.

Раннее творчество Маяковского — это размышления над бытностью человека, над его жизнью, над его заботами. В это время поэт выходит на арену российской поэзии футуристом. Его привлекают в этих людях, пытающихся творить культуру будущего, их шумный протест против застоя в жизни и искусстве, их мечты о том прекрасном времени, к которому непременно придет человечество. Маяковский мечтал и писал о жизни, где не будет места жестокости, злобе, черной зависти.

«Большое сердце» Маяковского. Что это? Может, это сердце больших размеров, налитое здоровой кровью? — Нет. Это сердце человека. «Большое сердце» — это сердце, которое вмещает в себе любовь ко всему и всем, это сердце, в котором нет места лжи и «зверству».

Тема человечности звучит почти во всех произведениях поэта. Особенно мне понравилось стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», где автор обращает внимание на то, «то в нашей жизни плачут от жестокости и равнодушия не только люди, но и лошади.

Подошел и вижу —

за каплицей каплица

по морде катится,

прячется в шерсти…

И грустно стало автору, охватила его «звериная тоска» за то, что нет в мире понимания, что не хватает человеку доброты и жалости даже к «ломовой» лошади.

Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте —

чего вы думаете, что вы их

плоше?

Деточка,

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь.

Да, в каждом из нас «живет» лошадь; мы тянем сзади себя все грехи, приобретенные нами еще при жизни…

Каждый из нас видит мир по-своему. Маяковский воспринимал его во всей своей широте, это восприятие оказало большое влияние и на его любовную лирику. Поэт, во-первых, был человеком, которому не чужды были все человеческие чувства. Вечная лирическая тема любви в «Облаке в штанах», «Люблю», «Про это», она присутствует во многих стихотворениях, посвященных любимым женщинам, У Маяковского любовное чувство выражено яростно, страстно, с вулканической силой. Два главных чувства пронизывают все творчество поэта: «громада любовь, громада ненависть». Громаду любовь он отдавал всему, что служило добру, людям, новому времени; громаду ненависть обрушивал на все, что мешало утвердиться человеческим отношениям, что было связано со старым миром.

Владимир Маяковский… Его стихи о любви, о верности, о прекрасной жизни в мире этих чувств разрушили идеал гения, Маяковского-памятника.

Мама!

Ваш сын прекрасно болен!

Мама!

У него пожар сердца.

Скажите сестрам, Люде и Оле, —

ему уже некуда деться…

Маяковский мечтал. Маяковский любил, но не мог он найти человека такого, как он сам.

Где любимую найти мне,

такую, как и я?

Такая не уместилась бы в

крохотное небо!

Его любили как друга, как человека с прекрасным сердцем, в которое вмещалось все: любовь, взаимопонимание, человечность и доброта. Любовь вдохновляла его, в ней он видел мощный источник своей жизни: «если я что написал, если чего сказал — тому виной глаза — небеса, любимой моей глаза».

Маяковский не искал выгоды для себя, он отдавал частицы своего «большого сердца» людям, он только и жил ради того, чтобы каждую минуту быть кому-нибудь и чем-нибудь нужным.

Очень мне надо

сияньем моим поить

земли отощавшее лонце!

Маяковский любил и размышлял о сущность любви. Любовь не отъединяет человека от мира, а крепче связывает с ним, дает новую энергию для деятельности. Поэтическое слово, окрыленное большим человеческим чувством, не знает преград и расстояний. Обывательским взглядом на любовь поэт противопоставляет большое чувство, которое является источником силы и творчества.

Любовь

не в том,

чтоб кипеть крутей,

не в том,

что жгут угольями,

а в том, что встает за горами грудей

над волосами-джунглями.

Любить —

это значит:

вглубь двора

вбежать

и до ночи грачьей,

блестя топором,

рубить дрова,

силой

своей

играючи…

Маяковский проповедовал «чистую» любовь. Он боролся за «чистоплотность наших отношений и любовных дел». Любовь и верность у поэта сливались в одно единое, целое. Верность во всем, во всех поступках и делах, а «главное — это в любви». «Вывод» из поэмы «Люблю» стал гимном любви и верности.

Не сломают любовь

ни ссоры,

ни версты.

Продумана,

выверена,

проверена.

Подъемля торжественно стих

скороперстый,

клянусь —

люблю

неизменно и верно!

Что нужно было человеку, окруженному славой, друзьями и недругами, который любил, понимал и всегда был рад помочь другим? Чего ему не хватало? «Большое сердце» вмещало все хорошее, но оно было одиноко, оно было в вакууме, и каждое его биение не доходило через эту пустоту к людям, не находило в них живого отклика. Большой человек и «большое сердце» — все это Маяковский. Среди друзей он тоже был одинок. Его любили и уважали товарищи, но до конца понять его и сказать простое человеческое слово не могли. Его любили, но не так, как он хотел. А общество вообще не хотело понимать его. Новое государство сделало его кумиром и не хотело понимать этого человека, его устраивал громогласный оратор, проповедник новой жизни. А Маяковский любил жизнь, любил свет, любил людей и хотел жить среди них не кумиром, а человеком.

Пройду,

любовищу мою волоча.

В какой ночи,

бредовой,

недужной

какими Голиафами я зачат —

такой большой

и такой ненужный.

Поэт сравнивает себя с плачущей скрипкой, которая так одинока в оркестре, где все ее старания, ее прекрасная игра никому не нужна, где каждый живет своей жизнью, хотя и играет одну музыку слаженно и хорошо.

Знаете что, скрипка?

Мы ужасно похожи:

я вот тоже

ору —

а доказать ничего не умею! …

Читая Маяковского, мы еще и еще раз осмысливаем всю грандиозность необыкновенного явления, имя которому — Маяковский.

Творчество поэта, чувствующего себя «должником вселенной», став классикой советской поэзии, заслужило любовь всего прогрессивного человечества. Его творчество, современное нам людям 90-х годов, прорвав «громаду лет»», войдет, «весомо, грубо, зримо» и в жизнь последующих поколений. Его «большое сердце» завещало нам многое: любовь, доброту, звезды надежд и взаимопонимания, потому что они нужны нам, чтобы верить и жить.

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



«Большое сердце» Маяковского