Анализ стихотворения Сергея Есенина «Сорокоуст»

Поэт, талант которого зародился и пробился из русской древни, трагически переживает столкновение с индустриальным городом в поэме «Сорокоуст». Название для произведения выбрано очень осмысленно.

Сорокоуст, для тех, кто не знаком с церковной жизнью, – это отпевание умершего на протяжении идущих один за другим сорока дней. Вот и Сергей Есенин с надрывом в душе пишет в августе 1920 года песнь о гибели любимой живой деревни под натиском железа, машин, бездушности городов.

Центром лирической композиции можно с точностью назвать третью часть

поэмы. В этих строках – самый запоминающийся эпизод: гонка жеребенка рядом с едущим поездом. Сцена эта случайно попала на глаза поэту во время очередной поездки. Она стала в итоге той зацепкой, за которой полились одна за другой мысли о гибели нетронутой природы под натиском агрессивной деятельности человека.

Чтение первых строк «Сорокоуста» публике вызвало протест. Употребление в зачине произведения резких бранных выражений для тогдашних устоев интеллигенции было неприемлемо. Однако, Есенин, как любой поэт, пытался внести в литературный мир нечто новое, революционное. И общественность сдалась, восхитившись

талантом молодого дарования. Люди понимали, что строки Есенина не пусты, они переполнены смыслом и глубокими возвышенными чувствами.

«Сорокоуст» – отпевание естественной, природной жизни народа в деревенской тиши, тоска поэта по Родине. Город рисуется в стихотворении как громадная машина, надвигающаяся на беззащитную, нежную, трогательно красивую как маленький милый жеребенок природу. Любовью пронизаны обращения автора к непосредственному в своем поведении маленькому конику при встрече с железным гостем.

Строки, написанные из души столько лет назад, набирают актуальности сегодня, когда человек становится все более жестоким к окружающей среде. Загрязнение почв и воздуха, вырубка лесов, – все это разрушает тонкую гармонию природы. Есенин в поэме скорбит, пытаясь передать тоску нам, зрителям, чтобы мы не допустили окончательной победы всего искусственного, бездушного, материального над живым, духовным, естественным.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Анализ стихотворения Сергея Есенина «Сорокоуст»