Анализ стихотворения Мандельштама “Автопортрет”

Перед тем, как приступить к анализу стихотворений О. Мандельштама нужно заметить, разбор его работ достаточно сложен как для учеников, так и для учителей. Многие из них испытывали трудности. Дело в том, что художественный мир О.Мандельштама достаточно трудно интерпретировать.

Все его стихи связаны между собой невидимой нитью, объединены в единое целое, образуя в результате целостную структуру поэтического мира поэта. Именно поэтому нельзя рассматривать отдельно взятое стихотворение как нечто самостоятельное.

Правильнее будет анализировать

его в разрезе стихотворного цикла того сборника, в котором оно расположено, учитывая при этом культуру в целом. Стихотворение “Автопортрет” позволяет нам проследить основные принципы эстетики, которых придерживался поэт в своих работах.

В стихотворении “Автопортрет”, как и в других своих работах, автор использовал принцип, который сам он называл сталкиванием противоположностей, пытался сочетать разнокачественные признаки. Так в данном случае он ставит на одну ось движение и статику, пытаясь их связать между собой. Это можно назвать антитезой, которая предполагает выделение противоположного

в сходном.

Подобная антитеза придает внутреннюю напряженность всему стилю поэта. Говоря в своем стихотворении “Тайник движения непочатый”, автор имеет в виду качество души сущности человека. Интересно, что именно это качество души человека в дальнейшем станет и одним из основополагающих стилевых принципов О.Мандельштама. Все стихотворения поэта наполнены скрытой динамикой, волевым движением.

Во второй строфе поэт в контексте сравнивает слово с металлом, говоря такие строки: “И слова пламенная ковкость”. А, как известно, эта порода наделена колоссальными внутренними потенциями. Можно представить, что слова приравниваются к камню, таким образом, обнаруживая свою внутреннюю динамику. Следует, что именно это слово-камень, становится воплощением несокрушимости реального мира, а творческие усилия человека делают его объектом для одухотворения, как грубой субстанции.

Последние строки стихотворения “Автопортрет” также обращают на себя внимание. Тут автор опять использует антитезу, используя фразы “прирожденная неловкость”, имея в виду временные трудности, какие-то преграды, которые нужно преодолеть, и “врожденный ритм”, который символизирует Божий дар, неотъемлемое качество личности, которое поэт будет нести всю свою жизнь. О том, какие именно преграды стоят на пути, можно попробовать разглядеть в других стихотворениях поэта, а именно в произведении “Стихи о неизвестном поэте”.

Используя метафору на грамматическом уровне, употребив числительное вместо порядкового, поэт превращает ее в метафору на глобальном уровне, говоря, таким образом, о косноязычии семьи, народа, да и эпохи в целом. Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что “прирожденной неловкостью” поэт называет косноязычие своего народа, семьи, эпохи. Это детский лепет, который по истечении времени обретает силу языка, при этом наполнившись “нарастающим шумом века”, преобразившись “врожденным ритмом”.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Анализ стихотворения Мандельштама “Автопортрет”