Анализ стихотворения Федора Тютчева «Листья»
Ранний период творчества Федора Тютчева уже отличался гармоническим сочетанием мыслей и чувств поэта. Не исключением стало стихотворное произведение «Листья», которое он написал в семнадцатилетнем возрасте. Поэзия относится к пейзажной лирике, однако в нее очень тонко вплетены философские мотивы.
Тема поэзии – изображение листьев, как живые существ, умеющих мыслить и мечтать. Все содержание стихотворения можно разделить на две части. В первой поэт описывает лес зимой, когда деревья спят «…в снега и метели закутавшись…» Однако зимний
Во второй части поэзии «Листья» автор делает сравнение человеческой сущности с самой природой. Воображение автора рисует картину, в которой листья ведут своеобразный «монолог», при этом умея чувствовать и думать. Так что такой стилистический прием, как персонификация, лег в основу поэтического шедевра.
Идея стихотворения – акцентирование на том, что все ведущее к разрушению без отважных взлетов, – недопустимо и ужасно.
Композиционно стихотворение состоит из четырех строф, что являются восьмистишием. Строфы делятся на две полустрофы,
В первой строфе, описывая лес в снежных сугробах, автор дает понять, что хвойные иголки – символ, ведь на самом деле это люди, которые не умеют жить полноценно. В мир, что воспринимается как настоящая жизнь, поэт вводит нас во второй строфе. В третьей – грядут перемены: наступает осень. В 4 строфе звучат нотки победы, что мечты сбываются («Мы с вами летим!»).
Стихотворный размер произведения – двухстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная, рифма женская (на предпоследний слог падает ударение).
Тютчевское произведение «Листья» насквозь пронизано художественными приемами. К примеру, в первой строфе встречается повтор («ввек не желтеет», «ввек не свежа»). Во всем произведении присутствует контрастный параллелизм (грусть – радость).
Просматривается в стихотворении и аллитерация (повторы шипящих «с», «ш», «щ» и сонорных «м», «л», а также ассонанс (повторяются гласные «о», «у», «е»). Присутствуют здесь эпитеты: «легкое племя», «докучливых ветвей», «красное лето», «буйные ветры», сравнение («как иглы ежа») и олицетворения «цветем», «блестим».
Отличается стих также богатым синтаксисом. Риторический вопрос: «Так что же нам даром висеть и желтеть?» имеет молниеносное решение – улететь с теплыми ветрами юга. Насыщена поэзия восклицательными предложениям («Летите, летите! Мы с вами летим!»). В 3 строфе ярко выражен синтаксический параллелизм.
Анализируя поэзию, читатель приоткрывает своему взору душу юного поэта, которому не хочется ведать что-либо о старости, он боится того, что жизнь может закончиться неожиданно. Так что нельзя жить во смирении с серыми будничными днями, а стремиться внести в новый прожитый день радость, добро и красоту.
Рекомендуется к прочтению:
- Анализ стихотворения Фёдора Тютчева «Она сидела на полу…»
- Анализ стихотворения Федора Тютчева «Близнецы»
- Анализ стихотворения Федора Тютчева “Бессонница”
- Анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья…»
- Идейно-художественный анализ стихотворения Федора Тютчева «Полдень»
- Анализ стихотворения Федора Тютчева «Безумие»
- Стих Пушкина цветок анализ.
Анализ стихотворения Федора Тютчева «Листья»