Своеобразность сатиры XX века

Сатира всегда была важной составной частью литературы, но в XX столетии она начинает играть особую роль. Социальные потрясения, мировые войны, экологические нелады – все это принуждает писателей внимательно прислушиваться к действительности, открывать в ней трагическое и комическое.

Известный сатирик XX века Карел Чапек наиболее точно определил задачу этого направления в современности: «Сатира – худшее, что человек может сказать людям, но это не означает, что писатель предъявляет обвинение им, а он только строит заключения

из актуальной действительности и мышления».

Сатирики XX века значительно расширили жанровую палитру своих произведений. Новеллы, рассказ, повести, романы, поэмы, памфлеты – вот не полный перечень сатирических жанров нашего времени. Не менее разнообразные и приемы, которые используют писатели для сатирического изображения отрицательных явлений.

В центре внимания сатириков – человек, ее духовный мир, который разрушается социальными условиями. Тему бездуховности поднимали в своих произведениях А. П. Чехов, А. Аверченко, но вершиной сатирического изображения этого явления стали рассказы Михаила

Зощенка. В своих рассказах он изображает будничность, которая влияет на духовный мир человека. События в произведениях Зощенка происходят рядом с нами, герое нам хорошо известные, иногда составляется впечатление, что читатель мог быть или был участником этих событий. Тем острее воспринимает читатель ограниченность духовного мира персонажей сатирика. Зощенко показывает, что хамство, интеллектуальная ограниченность – явления опасные для общества, они имеют агрессивный характер и идут в наступление против духовных ценностей человека.

Новый жанр создает Чапек в «Войне с саламандрами» – это роман-памфлет. Поражает широкий охват действительности в произведении: это земной шар, который поставлен перед читателем как настольный глобус, который крутит вокруг своей оси и отображается в кривом зеркале смеха. В решении этой сложной задачи писателю помогли многолетний опыт работы в газете, энциклопедическая эрудиция, знание жизни многих стран. Хаос событий подчинен единой идее, и во всех явлениях Чапек обнаруживает объективные закономерности истории, освещая как фотообъективом один за одним жизненный эпизод, писатель приводит к мнению, что лихорадка деятельности буржуазного мира – это танец на действующем вулкане. В первой книге саламандры – сенсационная новость, которая дает возможность писателю сделать яркую пародию на приключенческий роман, голливудские киносценарии, буржуазную печать, работы псевдоученых. В первой книге преобладает интонация иронии и юмора, но уже ощущается знаменитейший чапекинский сарказм: саламандра, которая разговаривает, воплощает ограниченность мышления обывателя. Во второй книге романа, которая в сатирической форме воссоздает историю развития современного Чапеку общества, саламандры становятся жертвами колониального ограбления. Писатель сатирически изображает экономику и политику, юридические учреждения, мораль, религию, науку, литературу, искусство, школу. В третьей книге в центре внимания автора международная обстановка начала 30-х годов, а саламандры становятся символом фашизма. В изображении событий писатель поднимается к трагическому гротеску.

Сатира XX века выступила против насилия над человеком, на защиту вечных человеческих ценностей – добра, справедливости, она имеет социальное направление, но всегда защищает личность.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Своеобразность сатиры XX века