Home » Анализы стихотворений » Заболоцкий Н.А. » Анализ стихотворения Заболоцкого «Все, что было в душе»

Анализ стихотворения Заболоцкого «Все, что было в душе»

Природа, величественная и суровая, трепетная и грустная – живая, была открыта мне именно Н.А. Заболоцким. Она восхищает меня, производит такое яркое впечатление, что мне кажется, я будто перерожаюсь, оставаясь с ней наедине.

Я очень люблю стихотворение «Все, что было в душе», потому что в нем Н.А. Заболоцкий выступает против равнодушия человека, забывшего о своем родстве с природой, против того, в чьей душе «все как будто опять потерялось». После его прочтения создается ощущение хрупкости окружающего мира, где «прекрасное тело цветка» может быть разрушено грубым прикосновением, а «труба» кузнечика так и не будет услышана.

Стихотворение «Все, что было в душе» сюжетно. Картина, связанная с миром людей, проста и реальна: уставший от жизни человек с книгой «в большом переплете» лежит в траве, рассматривая схематичное изображение цветка; картина природы романтична и сказочна:

И прекрасное тело цветка надо мной поднималось,

И кузнечик, как маленький сторож, стоял перед ним.

Человек, находясь рядом с этим чудом, пребывает в состоянии печали и скуки, созерцает «книжную» природу, которая «черна и мертва». Ему понятен чертеж цветка, он сам почти схема. Так и хочется крикнуть: «Оглянись вокруг! Прикоснись к великой мудрости и красоте!»

Олицетворение – основное выразительное средство, использованное Н.А. Заболоцким для изображения природы. Она у поэта и есть олицетворение жизни, высшей мудрости и высшей красоты. Природа в его стихах живет, мыслит, тревожится:

И цветок с удивленьем смотрел на свое отраженье

И как будто пытался чужую премудрость понять.

И кузнечик трубу свою поднял, и природа внезапно

проснулась…

Безумно трогательно описание образов цветка и кузнечика. Хрупкое растение имеет свое «прекрасное тело», свою «правду», оно смотрит «с удивлением», пытаясь понять «чужую премудрость», в нем есть «мысли движенье» и «усилие воли».

Метафоры в изображении цветка играют не меньшую роль, чем олицетворения, а сравнение кузнечика с «маленьким сторожем» объединяет два образа, делает законченной, почти сказочной парой. Они более важные персонажи в этом стихотворении, чем человек, потому что в них – жизнь, в нем – печаль и скука.

Герой в этом стихотворении тоже проходит определенную эволюцию: от «все как будто опять потерялось» до «сердце мое шевельнулось навстречу…». Автор обращает внимание на то, что нельзя заменить схемой живое чудо: чертеж растения не сравним с «прекрасным телом цветка». Н.А. Заболоцкий наделяет природу невидимой силой, способной расшевелить и «подобье цветка в старой книге», и холодное сердце. Человек жив, пока еще может чувствовать действие этой чудесной силы.

Природа у поэта предметна, имеет свое лицо. Отсюда большую роль в произведении играют существительные. Малый цветок становится окном в чудесный, забытый равнодушным человеком мир, а труба кузнечика способна разбудить черствую душу.

В стихах Н.А. Заболоцкий, размышляя о природе, ставит вопросы о правде, лжи, жизненной премудрости. Нужно ли знание, если человек не видит красоты вокруг? Как сохранить в душе «все, что было…»? Сердце не сможет не шевельнуться при виде окружающей его красоты, величия. Иначе человек не может называться Человеком.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Рекомендуется к прочтению:

  1. Анализ стихотворения Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»
  2. Анализ стихотворения Заболоцкого «Читая стихи»
  3. Анализ стихотворения Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»
  4. Анализ стихотворения Заболоцкого «Метаморфозы»
  5. Так что есть красота (Сочинение-миниатюра по произведениям Н. Заболоцкого)