Home » Сочинения по русской литературе » Островский Александр » Писарев. Мотивы русской драмы

Писарев. Мотивы русской драмы

Первой критической статьей на "Грозу" Островского был "Луч света в темном царстве" Добролюбова. То время было временем перемен. Временем героев и временем народного бунта, который зачастую не мог выразиться никак иначе, чем в смерти. Времени, когда главным было жаркое горение, а не способ его применить. И Добролюбов видит в Катерине именно это.

Внутреннее чистое понимание справедливости, высокую духовность, нравственное, ясное чувство, ради которого не жалко и в воду. Для него её самоубийство — обреченный бунт против темного времени, в котором она жила. Против жестокости и тупости окружения, против косности свекрови, против подавленного состояния народа, в котором женщина считалась лишь объектом, а крестьянин вообще — скотом. В силу его времени, для него нет ничего странного в таком толковании. Напротив, оно одно логично и правильно.

Статья же Писарева вышла через четыре года после издания пьесы. Как ни странно это звучит, но взгляды успели поменяться, ветер перемениться и вместо внутреннего жара стал потребен острый ум, способный определить направление движения. Больше не нужен был тупой бунт огромных масс. Нужно было направленное действо, способное устроить все с наименьшими затратами. Не жаркое горение, но горение, примененное к нужному делу.

Немудрено, что для Писарева все выглядит совершенно иначе, чем для Добролюбова. Он не видит ни бунта, ни луча света. Он считает Катерину плотью от плоти её темного времени. Многие переживали то, что пережила она, даже не вздрогнув. Многие ни за что не позволили бы поставить себя в такую ситуацию. Для Писарева Катерина глупа и её высокая мораль и тонкое внутреннее чувство правильности представляются всего лишь глупой взбалмошностью девушки, которая никогда не испытывала настоящей боли.

Яростно споря с Добролюбовым, он утверждает, что ничего не стоит тот, кто не умеет не только себя утешить, но и другим помочь. Тот, кто все направляет внутрь себя и живет пустыми мечтаниями вместо того, чтобы, образно выражаясь, взять лопату и копать. Писарев не верит в любовь с нескольких взглядов, в то, что не было другого решения, кроме как кидаться в реку.

Его времени нужны были сильные личности, а не самоубийцы.

Никто из критиков, впрочем, не оценивает Катерину как человека. Только как функцию. Возможно, это правильно для их уровня понимания литературы, но я, думая о ней, не могу перестать представлять, как холодно и страшно ей было стоять над Волгой.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Рекомендуется к прочтению:

  1. Евангельские мотивы в русской литературе XX века
  2. Евангельские мотивы в русской литературе XX века (по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»)
  3. «Великие истины понятны и доступны каждому…» (Писарев)
  4. Смысл названия драмы «Гроза» Островского
  5. В чем причина драмы Катерины в пьесе Островского «Гроза»?
  6. Природа в творчестве Фета и Тютчева