Художественные особенности драмы «Гроза»

В 1859 году Александр Николаевич Островский отправился в путешествие по городам России. Быт провинциальных людей, их устои и нравы настолько поразили писателя, что он решается написать драму «Гроза».

Художественные особенности произведения заключаются в антитезе характеров героев. Общество делится на группы по характеру, быту и привычкам. Кабаниха и Дикой – консервативные, жестокие представители старого поколения. Тихон и Борис – безвольные, слабые люди. Варвара, Кудряш и Кулигин – беглецы. Только Катерина является светлой, новой натурой

в этой среде.

Центральным в произведении является образ Катерины. Девушка, жившая в любви, нежности и заботе, попадает в консервативную купеческую семью Кабановых. Описание детства Катерины очень важно, так как именно оттуда становится понятно, какой по характеру является девушка. Она нежная, чувственная, честная, открытая, суеверная. Катерина представлена в произведении как единственный положительный образ. Жизнь бедной девушки Катерины, которая не имеет право на счастье в личной жизни, не оставляют равнодушными ни одного читателя.

Противопоставлением является Кабаниха и Дикой – дурные, жестокие

люди. Самодурство семьи поражает. Ярким примером является сцена, где Кабаниха заставляет своего сына ударить Катерину. Эти люди привыкли, чтобы все было по правилам и законам. Иногда традиции общего быта не подчиняются какому-либо объяснению. Например, когда Тихон уезжает, Кабаниха говорит, что Екатерина обязана рыдать (так положено в обществе).

Тихон и Борис – герои, не относящиеся к какой-либо категории образов. Это безвольные, подчиняющиеся люди. Им без разницы, в каких условиях жить. Оба героя любят Катерину, но не могут сделать ее счастливой. Смерть героини рождает протест только в душе Тихона, Борис же не испытывает каких-либо чувств. Ему выгодны условия, в которых он живет.

Безусловно, стоит сказать и об образах Варвары, Кудряша, Кулигина. Эти герои не боятся идти против системы и консервативного общества. Они не борются с окружающим, а просто сбегают.

В душе Катерины тоже происходит зарождение борьбы с обществом, но она оказывается жертвой обстоятельств. Борис не соглашается бежать и бросает несчастную девушку. Катерина честна и религиозна, поэтому она не может жить с грехом на душе и заканчивает жизнь самоубийством.

Все образы, представленные в провинциальном городе, логичны. Приверженцы консервативных взглядов, смирившиеся или сбегающие люди. Одна Катерина является единичным представителем другого направления в художественной организации произведения. Только из-за этого Островский не находит места Катерине и обрекает девушку на гибель.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Художественные особенности драмы «Гроза»