Краткое содержание «Старосветские помещики» Николая Гоголя

Старосветские помещики – это горестная и ироничная интерпретация Николаем Гоголем давнего сказания. В простой истории, тем не менее, прослеживаются намеки на манеру написания его последующих произведений.

Гоголь предоставляет романтичность описания устройства быта землевладельца, выбравшего для жизни сельскую местность, делая особое акцентирование внимания на мельчайших деталях.

Семья землевладельцев, состоящая из супруги Пульхерии Ивановны и её мужа Афанасия Ивановича Товстогуб, жила вдалеке от города, в деревне. Четко прослеживается

их отличие от горожан, проживавших в пределах Санкт-Петербурга и других городов.

Они, будучи уже в преклонном благородном возрасте, жили в мире, наполненном взаимной любовью. Они относятся к тем людям, которые живут чрезвычайно уединенной жизнью, в которой нет ни единого желания интересоваться чем-либо, находящимся за пределами ограды, окружающей небольшой дворик, за пределами сада, полного слив и яблонь.

Автор с любовью представляет эту пару в домашних подробностях, переходя от физического описания каждого из них, к их краткой биографии.

Он описывает дом, где они живут, особенно ярко благодаря

знаменитому отрывку о «поющей двери» в доме, у которой различные голоса, комментирующие закономерность уклада жизни в этой изолированной обстановке.

Супруга всегда скрупулезно наблюдала и проверяла любую работу, проделанную крестьянами и служащими, большая часть из которых крадут наиболее нагло оставленное без присмотра имущество, которое, тем не менее, обеспечивает им питание и крышу над головой.

Основная часть внимания фокусируется на их ежедневном неспешном укладе дня. Его нарушает эпизод с серой кошкой хозяйки, в отношении которой супруг отпускает фразы, содержащие непонимание её привязанности к животному. Кошку автор вводит с целью создать предчувствие, того, что мелочью может быть оказан ущерб стабильности тихого уклада проживания в деревне, меланхолическим инцидентом навсегда была преобразована жизнь в этом мирном уголке.

Внезапное исчезновение кошки, которая уходит из дома и не возвращается на протяжении нескольких дней, нарушает покой. Возвращение кошки некоторый период времени спустя, сопровождается тем, что она ведет себя весьма странно, перед тем, как в конечном итоге покинуть дом навсегда. Пульхерия все чаще погружается в мысли о том, что смерть скоро придет к ней. Она чувствует себя все хуже и хуже, быстро утомляется и вскоре умирает, оставив Афанасия одного на белом свете. Его постепенно все больше гнетут и ломают мелочи, которые напоминают ему о супруге.

Вся территория поместья, о которой они обычно вместе так бережно и щепетильно пеклись, медленно становится заброшенной и неухоженной, состояние дел все более ухудшается. Поскольку и здоровье хозяина становится все хуже, он и сам умирает после того как ему кажется, что он слышал, как она его к себе призывала.

Один из дальних родственников (лейтенант) взял под свой контроль имущество, и затем все окончательно пришло в упадок. За недвижимостью присматривал попечительский совет, в итоге большинство имущества, в частности, это касается прекрасного английского серпа, который преимущественно необходимым являлся для очистки территории и построений от излишних зарослей, бесследно пропадало.

Цена на имущество стремительно снижалась. Многие из крестьян постоянно пьянствовали, а другие покинули эти земли в поисках лучшей жизни. Завершает все комментарий автора о том, что каждый визит нового хозяина направлен лишь на поиск на торговых площадях того, что имело бы крайне низкую стоимость.

Формирование истории позволяет рассмотреть поверхностную социальную критику этого пустого, деревенского образа жизни и мышления, человеческой изоляции, созерцания смерти, и отражение силы привычки и страсти в жизни людей.

Читатель смеется нежно о своей простоте и плачет в своем горе. Эта история сосредоточена на бесполезности жизни таких землевладельцев. Тема возникает не от содержания, а от структуры, и, главным образом, от стиля. Два стиля – один интенсивный и высокий, другой разговорный и низкий – переплетаются, чтобы выразить смещение акцентов.

Подчеркнутое лирическое описание, с гиперболическим преувеличением реальных деталей внутренней жизни, сначала устанавливает ностальгический тон, с восклицаниями и перерывами в сентиментальном стиле. Стилистические модели с отступлениями наполняют историю задумчивостью, риторическими вопросами и тоской. Тональный сдвиг от покровительственной ностальгии первой части к пафосу в конце, определяет структуру произведения и представляет собой формулу «смех сквозь слезы», которая характеризует многие работы Гоголя.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Краткое содержание «Старосветские помещики» Николая Гоголя