Home » Кратко » Краткое содержание «Фотография на которой меня нет» Виктора Астафьева

Краткое содержание «Фотография на которой меня нет» Виктора Астафьева

 

В деревне, где живет главный герой должно произойти знаменательное событие — приезд фотографа. Больше всего его ждут учителя и школьники, ведь едет он по делу — фотографировать.

Всей деревней решают куда поселить фотографа, чтобы тот почувствовал заботу о себе и работу свою выполнил на отлично. А в это время ученики и учителя думают о том, что надеть и как сесть, ведь фотографировать будут именно их. Решают, что отличников посадят на первый план, тех, кто похуже — на второй, а ребят, которые не отличаются ни прилежной учебой, ни поведением — назад.

Главный герой и его друг сокрушаются, что быть им на самых последних рядах, где на фотографии их даже не разглядишь и уходят на весь день играть и кататься с горки, где оба промокают и набирают полные обувки снега.

Ночью у мальчика начинают болеть ноги из-за ревматизма, который передался ему от мамы, в связи с чем он не может пойти в школу и сфотографироваться.

Он мучается всю ночь и плачет от боли, бабушка старается облегчить его участь всеми силами: и баню топит, где парит его, и спиртом растирает ноги, и лекарствами поит, но ничего не помогает. Стоит мальчику попытаться встать, как он валится на пол от боли. Когда приходит Саша, друг главного героя, тот всеми силами пытается заставить себя встать и пойти с ним, но затем обессилено валится на печку и заходится рыданиями. Саша же, удрученно глядя на друга, говорит, что тогда и он не пойдет фотографироваться.

Спустя неделю мальчику становится лучше. От безделья он рассматривает окна и то, как рамы на зиму подтыкают и украшают бабушка и соседи. Бабушка делает это, перекладывая между рамами мох, рябину и вату, «броско и без излишеств». У соседа дяди Левона в рамах одни стекла битые, другие подбитые фанерой, а где-то просто закрыты пузатой подушкой. У соседки Авдотьи много всего собрано из растений, да еще и украшено бумажными цветами.

Также главный герой любит наблюдать за цветами и как они распускаются и оживают весной. Он говорит, что всегда с нетерпением ожидает тот момент, когда цветок расцветает, но никогда не может поймать его.

В этот же день к ним в гости приходит школьный учитель. Лицо его бледноватое и не такое грубое, как деревенские, тесаные ветром, у него немного топорщатся уши и печальные, но добрые глаза. Его волосы зачесаны назад и деревенские называют эту прическу «под политику». Учитель приносит герою фотографию, которую тот долго рассматривает. Мальчик не находит там своего друга Сашу и себя самого, хотя и понимает, что ему там неоткуда взяться. Бабушка уговаривает учителя остаться и выпить чай, а потом еще всем хвастается, что к ним он заходил и чай за одним столом с ней и ее внуком пил.

Учителей в их школе всего двое — муж и жена. И есть у них ребенок-крикун, который все время плачет, но ухаживают за ним всей деревней. К учителям, вообще, отношение особое, ведь люди грамотные, вежливые, всегда на «вы» обращаются, если помочь нужно с грамотой или письмом каким, так никогда не откажут, будь то день или ночь.

Приехали они давно в деревню и решили школу открыть в одном из старых домов. Как позже выясняется, дом этот принадлежал когда-то деду главного героя Павлу и его семье, но когда началось раскулачивание, то выселили их оттуда в глухую осень. Тогда тяжело было, один красный карандаш и букварь на всех ребятишек, но учитель этого так не оставил. Ездил не раз в сельсовет, в город, учебники выпрашивал, краски, карандаши. Все появилось для учеников, а сельчане даже мебель для школы сами сделали — парты, стулья, и денег не взяли. Так и стали учителя в каждом доме желанными гостями. И каждый к ним забегал и то масло у них с молоком оставлял, то творог, дрова рубили и приносили к ним, но так, чтобы они никогда не догадались кто это сделал.

Когда закончились в школе тетради, краски и карандаши, учитель стал водить детей по лесу, рассказывать о травах и их лекарственных свойствах, о том, что каждое кольцо на срубе дерева обозначает год его жизни, и еще что из деревьев бумагу делают.

Ребята и сами объясняли что-то учителю: как выбраться из леса, если он вдруг заблудится, как различать по голосам птиц и других животных по звукам, рассказывали как спастись от лесного пожара и еще много всего. А как-то во время похода они наткнулись на змею. Учитель убил ее, а ребята потом ему рассказали, что нельзя было ее палкой бить, потому что могла она обмотаться вокруг нее и напасть на обидчика.

Уже потом, главный герой пишет, что вспомнил имена учителей только во время работы над книгой. Звали их Евгений Николаевич и Евгения Николаевна, но братом и сестрой они точно не были.

Он размышляет о гордом звании «учителя» и что важно быть таким, каким был Евгений Николаевич — человеком, готовым защитить своих учеников в любой момент, немного робким и с вежливой улыбкой.

Фотография все еще хранится у главного героя, хоть и пожелтела. Он до сих пор узнает лица ребят на ней и ткань, растянутая на палках с надписью «Овсянская начальная школа 1-й ступени» вызывает у него улыбку.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Рекомендуется к прочтению:

  1. Жизнь сибирской деревни в рассказе Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
  2. Краткое содержание «Конь с розовой гривой» Виктора Астафьева
  3. Краткое содержание «Васюткино озеро» Виктора Астафьева
  4. Краткое содержание «Пастух и пастушка» Виктора Астафьева
  5. Русская деревня в изображении Виктора Астафьева
  6. Сочинение на тему самые дорогие слова