Home » Анализы стихотворений » Ахматова А.А. » Идейно-художественный анализ стихотворения Анны Ахматовой «Вечером»

Идейно-художественный анализ стихотворения Анны Ахматовой «Вечером»

Любовь бывает разной: одни искренне любят до дрожи в голосе, ценят каждое мгновение наедине с любимым, другие же позволяют себя любить. О моменте, когда между двумя людьми могла бы заискрить взаимность, написала Анна Ахматова. Этому трогательному, радостно-робкому чувству близости к желаемому посвящено ее стихотворение «Вечером».

Написано произведение в 1913 году в разгар молодости поэтессы, когда она была замужем за Николаем Гумилевым. Отношения их не были гладкими и искренними. Именно поэтому, скорее всего, так точно и деликатно переданы чувства лирической героини. Особое внимание в стихотворении посвящено созданию атмосферы ослепляющей влюбленности: звуковые, зрительные образы, запахи и аллюзии сливаются воедино, подчеркивая душевное состояние.

Здесь «звенит музыка невыразимым горем», скорбные голоса скрипок, отражая боль невзаимности, морские устрицы – попытка отвлечься от тревожных мыслей. Это служит общим фоном, на котором разворачиваются настоящие чувственные бури. Экспозиция, однако, достаточно выразительно просматривается. Но это не мешает раскрыть тему стихотворения: показать противоречивый внутренний мир влюбленной девушки, счастливое время рядом с любимым.

Идея лирического произведения звучит, как гимн любви: высокое чувство, пусть и безответное, несет радость, миг наедине стоит многолетних страданий. И героиня готова на это. Она знает о том, что любовь не взаимна, но благодарит за великодушие и мимолетное счастье:

Благослови же небеса –

Ты первый раз одна с любимым.

Лиризм и проникновенность отражают художественные средства: печальные эпитеты («невыразимое горе», «скорбные голоса»), включения прямой речи, параллелизм (духовное и физическое). Однако стихотворение не перегружено чрезмерными тропами и фигурами, ведь Анна Ахматова представляет в литературе акмеизм – простой, незамысловатый и близкий каждому стиль. Незатейливо она пишет о главном в жизни женщине – о любви.

Уже заглавие стихотворения готовит читателя или слушателя к искренности и близости, на которую проще решится «Вечером».

Стихотворение состоит из 16 строк, поделенных на четверостишия. Пронзительные, чувственные строки объединяют в себе робость и отраду, спокойствие и страсть, боль и радость. Круговая рифма и чередование мужской и женской рифм передают смятение и смену чувств лирической героини.

Рифмовка как бы завершает каждую мысль, выраженную в четверостишии. Об этом говорит также расположение системы образов и развитие фабулы. Описать внутреннее состояние и сопутствующую картинку можно таким образом:

мысли путаются, смущение

внимание на окружающие предметыустрицы, музыка
мечты об объятияхразговор, прикосновения любимогоруки, платье
раздумья о реальном отношенииобраз любимого: смех, ресницыкошки, собаки, лошади
наслаждение желанным мигом наединевнимание на окружающие предметыскрипки, дым, молитва, любимый

Лишь в последней строфе звучит слово «любимый», невзначай, робко и безнадежно. Так лирическая героиня понимает, что ее чувства остались невзаимными:

Он мне сказал: «Я верный друг»

Он не привязан к ней, но не хочет ранить ее, поэтому не осмелился тронуть ее даже за руку:

И моего коснулся платья

Однако она благодарна за эту встречу:

Благослови же небеса

Фабула закруглилась. Такая целостность структуры дает понять, что эта женщина возвратится к любимому и мыслям о нем снова, не в силах противостоять любви.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Рекомендуется к прочтению:

  1. Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Я не любви твоей прошу»
  2. Идейно-художественный анализ стихотворения Федора Тютчева «Полдень»
  3. Идейно-художественный анализ стихотворения в прозе Ивана Тургенева «Нищий»
  4. Анализ стихотворения Ахматовой «Не любишь, не хочешь смотреть?»
  5. Идейно-художественный анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Монолог»