Гротеск в изображении города Глупова

Гротеск – преувеличенное, карикатурное сочетание контрастов: правды и вымысла, гиперболы и приуменьшения, обычно необходимое для того, чтобы высмеять, указать на недостатки. Салтыков-Щедрин, недовольный самодержавием и крепостническим строем России, старался сатирически указать на недостатки русского общества, при этом не сильно отходя от действительности. Так и получилось: как писал о его творчестве Тургенев, Салтыков-Щедрин не искажал действительность, а всего лишь преувеличивал ее как через лупу, изобличая все скрытые недостатки.

«История

одного города», в которой автор и прибегнул к гротеску, описывает историю города Глупова. Уже по одному названию города можно судить о многом: о том, что здесь мы встретим глупых градоначальников, глупых жителей города, глупой истории… Автор строит произведение в виде летописи города, в описании к произведению от себя заявляя, что летопись эта – «подлинная». Ее писали четыре летописца, живших в городе Глупове, и она сможет полностью раскрыть историю города и все его перемены. Таким образом, Салтыков-Щедрин по сути описывает историю любого русского города, лишь изменив название города на вымышленное,
гротескное и забавное.

В произведении Гоголя «Мертвые души», как известно, чем дальше, тем в худшем свете предстает каждый встречающийся главному герою помещик. Так построена и «История одного города»: чем дальше мы читаем «Летопись», тем уродливее нам предстают градоначальники: отвратителен начальник Органчик, который умеет кричать только два слова: «Не потерплю!» и «Разорю!», а вскоре оказывается, что это лишь кукла с пустой головой, в которую встроен орган, умеющий играть всего две песни. Это, хоть и с помощью фантастического преувеличения, символизирует, что у начальников головы совершенно пустые. Или градоначальник Прыщ, при котором город вроде бы пошел на подъем, но потом оказалось, что голова у него набита трюфелями. Странность персонажей порой граничит с абсурдом, но это и есть гротеск.

Наконец в конце мы видим Угрюм-Бурчеева, городского управителя, чьи отрицательные качества достигли наибольшей гиперболичности. Салтыков-Щедрин объясняет это тем, что в лице данного градоначальника он увидел логический конец самодержавия. К слову сказать, все названия и имена в произведении также были придуманы в стиле гротеска, и они, можно сказать, «говорящие», передающие характер персонажа.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Гротеск в изображении города Глупова