«Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей…» (Достоевский)
«Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей…» — писал великий русский мыслитель Федор Михайлович Достоевский в ХIХ в. Спустя столетие подобные вопросы волновали и замечательного писателя, кинорежиссера и актера Василия Макаровича Шукшина. Все свои силы и чувства направил Шукшин на подтверждение своей веры в людей, в победу в мире нравственных чувств человека.
Сборник рассказов «Беседы при ясной луне» описывает жизнь нового типа героя — чудика. Чудики Шукшина — это люди, живущие просто, естественно, для которых
Стремление делать людям добро постоянно натыкается на стену непонимания, отчужденности и даже враждебности (таково, например, столкновение «Чудика» с женой брата Зоей Ивановной, за что-то невзлюбившей Чудика). Но, несмотря на свою простоту, чудаковатые герои постоянно размышляют над общечеловеческими проблемами (в чем смысл жизни? что есть добро и зло? кто в этой жизни прав, кто умнее?). И всеми поступками чудик доказывает, что прав он, а не те, кто считает его чудаком.
К этому же типу героев принадлежит и герой «Калины красной». Егор Прокудин в «Калине красной» представляет собой тип человека, который пытается вылезти из пучин несчастья, начать новую жизнь. Из вора он стремится превратиться в человека порядочного, живущего честно и скромно. Из всех жизненных перипетий он вынес внутреннее чувство справедливости, честности и доброты. В труде и любви ближних герой, казалось бы, обретает опору, видит выход из пучины нравственного падения. Но судьба Егора трагична, он погибает от рук своего сотоварища по тюрьме. «И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи дома… Лежал, приникнув щекой к земле, как будто слушал что-то такое, одному ему слышное». Чувствуется какая-то ненужность такого человека на земле, несмотря на все его благие намерения.
Герой произведения «Живет такой парень…» поражает непосредственностью и добротой. Он наивен, но душа его прекрасна. Василий Шукшин, показывая таких людей, заставляет поверить в добро, в его силу. «Что такое творится с людьми?» — вопрошает Сашка Ермолаев, главный герой «Обиды». Обыденные житейские столкновения вызывают в героях острую реакцию, подводят к критическим размышлениям о природе человеческого хамства, равнодушия, вообще о человеческой жизни.
В рассказах В. Шукшина за внешне простым, непритязательным, порой будничным фактом кроется широкое философское осмысление действительности, встают вопросы о смысле жизни, о добре и зле, о душе человеческой. Так как же быть? Сам автор не дает однозначного ответа, но как бы между прочим говорит: «…Ведь мы сами расплодили хамов, сами… Никто нам их на парашютах не забросил…» Значит, он оставляет решение на совести каждого из нас. Если хамство множится — это наша заслуга. Мы спокойно смотрим на это и молчим.
Произведения Василия Шукшина и его герои правдивы как в социально-бытовом плане, так и в художественном. «Нравственность есть правда», — так определил свою главную заповедь сам Василий Шукшин. Заповедь эта ни разу не была нарушена в его творчестве, он не шел ни на какие компромиссы с собственной совестью и говорил людям правду, какой бы горькой и трудной она ни была.
Рекомендуется к прочтению:
- «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей…» (По книге Бабеля «Конармия»)
- Хочу, чтобы меня понимали
- Нравственность – есть правда
- Анализ рассказа Шукшина «Чудик»
- «В Россию можно только верить»
- Образ современника в отечественной прозе последних десятилетий
- Рецензия на рассказ А зори здесь тихие.
«Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей…» (Достоевский)