Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире (Анализ эпизода из главы 4 первого тома поэмы Н.В. Гоголя “Мертвые души”.)
У каждого художника есть творение, которое он считает главным делом своей жизни, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, все свое сердце. Таким главным делом Н.В. Гоголя явилась поэма «Мертвые души». Его писательская биография продолжалась двадцать три года. Из них около семнадцати лет были отданы работе над «Мертвыми душами». Белинский назвал поэму Гоголя «творением, глубоким по мысли, социальным, общественным и историческим». С потрясающей глубиной Гоголь изображает серую прозаическую обстановку помещичьей
Знакомство Чичикова с Ноздревым происходит на обеде у прокурора. Уже тогда Ноздрев поразил Чичикова своим фамильярным обращением, «в несколько минут сошелся с ним на такую
Желая убедить собеседника в правоте своих выдуманных историй, Ноздрев горячится, спорит, бьется об заклад. Так, своему зятю Мижуеву он предлагает отдать ружье, купленное в городе, если окажется, что он не выпьет семнадцать бутылок шампанского. Чичикову Ноздрев показывает щенка, заранее предупреждая, что не отдаст его за десять тысяч, хотя этот щенок и даром не нужен Чичикову.
Ноздрев любит прежде всего себя, а потому не разбирается в окружающих его людях. Его характеристики поверхностны и предвзяты. Собакевич для него — «жидомор», потому что у него не найдешь «банчишку и добрую бутылку какого-нибудь бонбона». А вот поручик Кувшинников — премилый человек,так как по всей форме кутила. Когда же Ноздреву приходится столкнуться с нежеланием разделить его вкус, он ужасно сердится. Вот почему от фамильярного «брат Чичиков» до презрительного «фитюк» у него недалеко.
Рисуя портреты и характеры своих героев, Гоголь в каждом подчеркивает какую-то черту внешнего облика и поведения, которая раскрывает внутреннее содержание. Бесхозяйственного помещика Данилова сменяет мелочная скопидомка Коробочка, безалаберного прожигателя жизни Ноздрева прижимистый Собакевич. Завершает эту галерею помещиков Плюшкин — скряга, доведший свое имение и крестьян до полного разорения. Но есть и нечто общее, что роднит этих разных на первый взгляд людей. Это привычка жить за счет крепостного крестьянства, отсутствие каких-либо высоких идейных побуждений, ограниченность интересов, грубый эгоизм, отсутствие общественной деятельности. Так смотрел на них и сам Гоголь. «Будьте не мертвые, а живые души», — писал он помещикам-дворянам.
Мастерство Гоголя в поэме «Мертвые души» проявилось в богатстве языка. Одно из самых прекрасных достижений искусства Гоголя — слово. Мало кто из русских писателей владел столь совершенно магией слова, искусством словесной живописи, как Гоголь. Внутренний мир героев раскрывается не только в их внешнем портрете, в их образе мышления, в их отношении к людям и к самим себе, но и в языке. Характер Ноздрева будет обрисован неполно, если не сказать об особенностях его языка. Язык героя изобилует грубостями, засорен до чрезвычайности то искаженными иностранными словами (находишься в эмпиреях, бутылка бонбона), то придуманными, нелепыми выражениями и бранными словами, вроде фитюк, свинтус, жидомор, бестия и др.
Приобщение к художественному миру Гоголя — сложный процесс. Каждое поколение не только заново прочитывает классика, но и обогащает его своим непрерывно развивающимся историческим опытом. В этом состоит тайна неувядаемой силы и красоты художественного наследия. Художественный мир Гоголя — это живой родник поэзии, вот уже на протяжении более полуторастолетия двигающий вперед духовную жизнь многих людей.
Рекомендуется к прочтению:
- Анализ эпизода главы V первого тома поэмы Гоголя «Мертвые души»
- Беседа Чичикова с Маниловым (Анализ эпизода 2 главы первого тома поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».)
- Столкновение экипажей (анализ эпизода главы 5‑й первого тома поэмы Гоголя «Мертвые души»)
- Оформление купчей в гражданской палате (Анализ эпизода 7 главы первого тома поэмы Н.В. Гоголя “Мертвые души”.)
- Образ Чичикова в поэме Гоголя «Мертвые души»
- Жизненный путь Чичикова (по поэме Гоголя «Мертвые души»)
- Анализ стихотворения Некрасова Я не люблю иронии твоей.
Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире (Анализ эпизода из главы 4 первого тома поэмы Н.В. Гоголя “Мертвые души”.)