Василий Иванович Белов вошёл в литературу в 60-е годы как автор «деревенской» прозы. В повести «Привычное дело» описывается жизнь колхозной деревни того времени, жизнь семьи Ивана Африкановича Дрынова. Он сам работает в колхозе – то возчиком, то косит, то пашет; жена его, Катерина – на ферме. У них девять детей мал мала меньше, с ними старая бабушка, мать Катерины, и, конечно, им приходится очень тяжело. Жизнь в северном вологодском колхозе можно назвать выживанием: платят за тяжёлую работу гроши, для коровы – семейной кормилицы
– негде накосить сена, и косить приходится украдкой по ночам, да ещё далеко, на лесных полянках. Урожаи на здешней земле невысоки, работать в поле некому – на всю деревню один тракторист, молодёжь уезжает в город. Посаженная по указанию начальства кукуруза наглухо зарастает сорняком. От такого тяжёлого экономического положения, можно сказать, развала колхоза жизнь многодетной семьи особенно беспросветна. Катерина бьётся с утра до ночи в работе, не замечая, как подкравшаяся болезнь сводит её в могилу. Иван Африканович в итоге остаётся один с детьми. Герой для русской литературы послевоенных лет несколько необычен.
Это человек «из народа», воевал, теперь работает в родном колхозе. Но особенность его характера в том, что его нельзя назвать положительным героем, хотя он, безусловно, яркая личность. Ему хорошо знаком любой крестьянский труд, он и рыболов, и охотник, и лодку может вытесать из подходящей осины. Но он не слишком удачлив, с ним всегда что-то происходит, особенно если выпьет. То заснул, выпивший, в чужой бане, а лошадь везла в сельпо товары, пришла сама в конюшню, но повредились два самовара из привезённых товаров – надо выплачивать их стоимость. То его оштрафуют за самовольно накошенное сено. То в поезде он оказывается без билета, без вещей и без денег – отстал от поезда шурин Митька, у которого всё это осталось. Катерина считает его ещё одним своим ребёнком. Он не злой человек – только однажды спьяну чуть не затеял он драку, так что его пришлось связать. Он, скорее, человек добрый, с покорной терпеливостью принимающий все удары судьбы. Лишь однажды кончилось его терпение: когда отобрали сено (а без коровы девятерых детей зимой не прокормить), он, по совету того же Митьки, пошёл требовать справку в правление, чтобы поехать на заработки в город. В правлении справку дать отказались – ведь по ней можно получить паспорт и уехать из колхоза. И тут Иван Африканович почувствовал себя как на фронте, «когда враз исчезал и страх, и все мысли исчезали, кроме одной: «Вот сейчас, сейчас!» И, закричав, схватив кочергу у печки, он сумел вытребовать злополучную справку и снова стал «прежним, смирным», и «тяжело и понуро направился к двери», жалея при этом председателя. Он прекрасно понимает, что председатель не даёт справки не по злому умыслу, а по своему служебному долгу, но ему от этого не легче. Нравственные принципы Ивана Африкановича таковы, что он лишился своего сена из-за того, что отказался по требованию уполномоченного составить список соседей, которые тоже тайком косили сено. Ему проще отдать своё, чем доносить ради своей выгоды на других. Но главное в жизни Ивана Африкановича – его жена, Катерина, их огромная, всепоглощающая любовь друг к другу. И самое страшное в его жизни – её смерть. Эту потерю он переживает глубоко трагически, только мысли о детях заставляют его встряхнуться, прийти к повседневным заботам. Но что-то словно надломилось в нём. Он никогда не был верующим, но, услышав молитвы старухи-тёщи, приходит на могилу жены и разговаривает с нею, размышляет о жизни и смерти, о бессмертии души. Эти скорбные философские размышления не могут не вызывать искреннего сочувствия к герою. Герой Василия Белова – простой человек, со своими достоинствами и недостатками, с яркой и образной вологодской речью, трагический в своём горе и вызывающий сострадание и восхищение стойкостью под ударами судьбы.