Утонченность психологического анализа в «Любви Сванна»

(по роману «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста)

Известный французский писатель Марсель Пруст является творцом жанра модернистского психологического романа. Главным его творческим методом считается импрессионизм, но в центральном заделе его романа «В поисках утраченного времени», что состоит из семи томов, можно найти признаки применения других приемов, например, поэтического символизма. Философско-эстетические взгляды Пруста частично совпадают с учением А. Бергсона, его мировосприятие основывается

на интуитиции, поэтому этот писатель изображает внутреннюю жизнь как «движение сознания», даже пространство и время возникают в его произведениях чем-то субъективным. Марсель Пруст, обобщая собственный жизненный опыт, старается осветить недостоверность и относительность представлений человека о себе, мир и общество, а также неуверенность самого общества. Он делает вывод о нереальности общественной жизни, невозможности любви и взаимопонимания, ведь само существование человека, по его мнению, есть «утраченным временем», а единым реальным смыслом бытия – искусство.

Вопрос: почему люди делают те или другие

поступки, которые побуждают их совершать именно так, а не иначе, – всегда был одним из главных для серьезных писателей. Кто-то объяснял действия людей исключительно социальными факторами, кто-то – метафизическими, кто-то – просто наличием каких-то внешних обстоятельств, кое-кто, в том числе и Пруст, искал ответ в самой натуре человека, детально изображая все мельчайшие изменения состояния души и толчки извне, что их вызвали. «В поисках утраченного времени» повести «Любовь Сванна» рассмотрено чрезвычайно тонкий анализ процесса зарождения и развития чувства любви.

Любовь, драматичность которой обусловлена не внешними обстоятельствами, а именно внутренними психологическими факторами.

Именно детальность описания переходов от одного состояния души к другому делает почти невозможным попытки пересказать будто простой сюжет повести: каждая деталь есть важной, каждую можно считать главной. Предыдущая жизнь героя – и его признанное место в мире «салонов», предыдущие отношения с женщинами, например то, что «все, что в этих взаимоотношениях нельзя было переносить из места на место или же обменивать на еще не испытанное наслаждение, не значило для него ничего», эстетичные и другие убеждения – все отдельно и вместе предопределяло то, что он влюбился в ограниченную мещанку Одетту, создав мысленно ее образ, который совсем не отвечал реальному.

Сначала Одетта не производит на него положительного впечатления, так как была «красива той красотой, к которой он был равнодушен, которая не будила в нем ни одного желания и даже вызвала какое-то физическое отвращение. Но, насколько известно, первое впечатление обманчиво.

Пруст анализирует само явление замены в сознании человека реального образа другого лица мысленным. В случае со Сванном первым толчком становится музыкальная фраза, которая случайно вызвала ассоциацию с образом Одетты, что потом дополняется наслоением другого художественного образа с фрески. Но и музыка, и Сепфора Ботичелли на самом деле не имеют ничего общего с личностью этой женщины. Сванн путает вызванные произведениями искусства ощущения с чувством совсем другого плана и «скоро он оказался способным обосновать его на незыблемых положениях своей эстетики», а это обоснование (влияние умственного компонента) в свою очередь усилило иллюзию влюбленности к настоящей слепой любви. Хуже того, он начинает сознательно отбрасывать всю другую информацию об Одетте: «теперь он говорил себе, что для того, чтобы узнать человека, не надо учитывать мысль о ней света, и в доказательство своих слов противопоставлял выдуманной Одетте Одетту заправскую, добрую, наивную, Одетту-идеалистку, почти неспособную врать». Тяжело утверждать, насколько достоверными были представление о ней других людей, но понятно, что Сванн на самом деле тоже придумал Одетту, ведь речь идет о столкновении двух одинаково субьективних представлений об одном и том же лице.

Постепенно любовь к ней становится для Сванна делом жизни, один ее образ заменяется вторым, потом третьим: он видит и «Одетту-содержанку», и «Одетту – копию матери», но все эти образы одинаково далеки от реальности. Он старается порвать с ней, но не может, даже узнавая о наиболее плохих фактах, которые любого нормального человека в миг привели бы к понятливости. Не случайно Пруст называл его любовь «болезненной». Лишь после бракосочетания – достижение на самом деле иллюзорной цели – Сванн снова способен увидеть Одетту именно такой, которой она была, и это прозрение становится его трагедией: утраченное время уже не возвратить…

Повесть «Любовь Сванна» таким образом есть будто кратким вариантом представления главной идеи целого романа. Можно еще указать, что в ней прослеживаются и все другие особенности творчества этого писателя: стиль, аналитические раздумья над изменением психологического состояния героя, раскрытие психологии с помощью «движения сознания» и т.д.. Итак целиком уместно прозу Марселя Пруста считают одним из замечательных и величайших явлений мировой литературы.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Утонченность психологического анализа в «Любви Сванна»