Трагизм противостояния личности обществу в романе «Анна Каренина»

«Анна Каренина» — одна из трех замечательных вершин в творчестве Льва Толстого. Роман этот является естественным переходом от «Войны и мира» к «Воскресенью».

Толстого очень волновали вопрос современной действительности. Жизнь России 70-х годов отражается в «Анне Карениной» во всем своем разнообразии, от императорского двора до крестьянской избы. В основе социального романа «Анна Каренина» лежит историческое явление, что касается жизни всего народа. Но в произведении отсутствуют исторические фигуры, прославленные герои,

батальные сцены. Жизнь отражается во всей своей обиходности, в создании типичных образов современности, в процессе становления нового жизненного устроя.

Быт послереформенного времени показался непрочным. Обнищание, семейные драмы, крах банков, катастрофы на железных дорогах — такими были признаки времени 70-х годов XIX века.

В романе «Анна Каренина» Толстому прежде всего импонировало главное мнение произведения — роль семьи. Ведь все важнейшие общественные изменения начинаются или завершаются в семейном кругу, в личном мире, в повседневной жизни. Значения социальных изменений в жизни человека измеряются,

вероятно, степенью их влияния на семейные распорядки.

В чем же заключается трагедия Анны Карениной? Она имеет социальное содержание. Даже к любви Вронского Анна была одинокой в мире и одинокой в своей семье. Взгляд на семью в светском обществе был довольно странным: дети воспитывались отдельно от родителей. Возможно, потому так жестоко решает Каренин судьбу Анны, разлучив ее с сыном, что сам не чувствовал родительскую любовь к своему ребенку? К тому же в обществе господствует ложь: княгиня Бетси постоянно изменяет мужу, а княгиня Мягкая так расценивает поступок Анны: «Оная сделала то, что все, кроме меня, делают, но скрывают».

Если бы Анна придерживалась внешней благопристойности в семейных отношениях, то общество не отвернулось бы от нее. Могла ли бы такая натура, как Анна, жить во лжи? Безусловно, нет. Это должны были бы понять люди, какие жилы рядом с ней, но в отношениях господствующего класса безразлично относились к духовной жизни человека. Следовательно, основными препятствиями, к счастью Анны Карениной с Вронским стояли Каренин и светское общество. Вспоминая сцену в театре, понимаешь, что Анна боролась с обществом, но не имела поддержки даже со стороны любимого: «Ему жалоба было ее и все-таки досадно. Он уверял ее в своей любви, потому что видел, что только одно это может теперь успокоить ее, и не упрекал ее словами, но в душе своей он упрекал ее».

Поиски выхода из положения противостояния человека и общества прослеживаются в желании Анны стать писательницей, поборницею женского образования, в ее спорах относительно женских гимназий. Однако искусственность ее положения и занятий приводит к поискам забвения с помощью наркотиков. Силы надломились. Но сначала Анне удавалось все. Каренин с болью замечал, что она получала триумф над всеми: не захотела оставаться в его судьбе — не осталась, решила поехать с Вронским — и поехала. То, от чего она отреклась, словно умерло для нее и перестало существовать. И здесь уже продолжалась борьба за существование, преодолевались все препятствия. И не было такой жертвы, какую бы Анна Каренина принесла во имя осуществления своей мечты счастье.

«Мир» не простил Анне открытой и честной любви. И Вронский, как типичный представитель этого «мира», очутился на другой стороне от нее, потому что в нем тоже нет духовного начала, он безразличен. Лишь Левин оценил ум, образованность, простоту Анны Карениной, понял, что ее жизнь преисполнена большого напряжения.

Даже любовь не уменьшило противостояние общества и личности, а подтолкнуло к дрязгам и спорам с миром, с людьми, с жизнью.

Драма Анны Карениной заключается в том, что она, питая самые чистые моральные чувства и помыслы, вступила в противоречие с обобщенным стереотипом отношений своей среды и своей эпохи.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Трагизм противостояния личности обществу в романе «Анна Каренина»