Традиции русской классики в творчестве Бунина
Начало XX века принято считать временем масштабных исторических и культурных потрясений, периодом больших надежд и разочарований. Многие пришли к выводу о невозможности так жить дальше. В напряженный поиск новой модели жития активно включилась литература рубежа начала XX века. Мрачные предчувствия, трагическое видение на то, что ждет человека в будущем, отражены и в творчестве Ивана Бунина. Автор пытался понять сложные философские проблемы нравственности.
Главным учителем своим писатель считал Л. Толстого, оказавшего сильное влияние
У Бунина интерес ко всему вечному, к теме жизни и смерти. Эта тема, затронутая еще в произведении Льва Толстого “Смерть Ивана Ильича”, заставляет Бунина, оценить ее по-своему.
Соглашаясь с Толстым, он продвигается дальше своего учителя и в небольшом рассказе “Господин из Сан-Франциско”, где рассказывается про американского миллионера, чья жизнь никчемна
Сложным было отношение Бунина к Достоевскому. Он всячески не принимал его мировоззрение, хотя и обращался к проблемам, затронутыми Федором Михайловичем. Яркий пример – рассказ “Петлистые уши”, в котором Бунин доводит до крайности образ идейного преступника. Глядя на образ Раскольникова, писатель повествует о преступлении без наказания. Мир, подчеркивает Бунин, достиг предела бездуховности.
Адам Соколович, герой рассказа, иронизирует над Достоевским, подчеркивая, что покаяние — это удел слабовольных людишек. Петербург невольно становится также одним из героев рассказа. Бунин развивает тему города-дьявола и “петлистых ушей”. Эта жуткая картина, описанная писателем, убеждает в том, что надежды русской классики превращаются в безнадежность.
По мировоззрению Ивану Бунину ближе всех был Антон Чехов, который предвосхищал перемены, зарождавшиеся в новом столетии. Рассказ “Чаша жизни” проникнут духом чеховского “Ионыча”. Мир вещей поглощает героев, убивает их мечты. В конце рассказа введен образ поезда, мчащегося через всю Россию, где много разочаровавшихся и несостоявшихся людей. Писатель не находит путей и возможностей что-либо изменить в жизни. Единственная ценность — это вспышка любви. Для него любовь — это только миг озарения, за которым не следуют какие-либо изменения, а только оправдание прожитой жизни.
Обращаясь к творчеству И. Бунина, мы имеем представление о том, как развивалась русская литература в начале XX века. Искусство всегда опирается на опыт своих предшественников.
Рекомендуется к прочтению:
- Традиции русской классики в лирике Некрасова
- Вечные проблемы человечества в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско»
- Тема любви в творчестве Бунина
- Природа, любовь, смерть в творчестве Ивана Бунина
- Тема человечности в творчестве Ивана Бунина
- «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска»
- Блок мне страшно с тобой встречаться.
Традиции русской классики в творчестве Бунина