Традиции русской классики в творчестве Бунина

Начало XX века принято считать временем масштабных исторических и культурных потрясений, периодом больших надежд и разочарований. Многие пришли к выводу о невозможности так жить дальше. В напряженный поиск новой модели жития активно включилась литература рубежа начала XX века. Мрачные предчувствия, трагическое видение на то, что ждет человека в будущем, отражены и в творчестве Ивана Бунина. Автор пытался понять сложные философские проблемы нравственности.

Главным учителем своим писатель считал Л. Толстого, оказавшего сильное влияние

на его творчество. Бунина всегда увлекала теория непротивления злу насилием Толстого. Так Кузьма, герой повести “Деревня”, незыблемо верит в принцип Платона Каратаева. Но жизнь наделяет героя собственным видением действительности и разочарованиями.

У Бунина интерес ко всему вечному, к теме жизни и смерти. Эта тема, затронутая еще в произведении Льва Толстого “Смерть Ивана Ильича”, заставляет Бунина, оценить ее по-своему.

Соглашаясь с Толстым, он продвигается дальше своего учителя и в небольшом рассказе “Господин из Сан-Франциско”, где рассказывается про американского миллионера, чья жизнь никчемна

и сплошь пронизана фальшью. Не случайно, этот американский господин умирает, казалось бы, в лучший момент жизни. После его смерти ничего не меняется. Хозяин отеля не желает постояльцев тревожить, а на пароходе, где раньше американец был желанным гостем, теперь тщательно скрывают гроб в трюме с его телом. Скрывают и продолжают жить никчемно и призрачно. Пароходу этому с названием “Атлантида” писатель придает символический образ, делая его моделью мира, находящегося в хаосе, на краю бездны, грозящей “сожрать” корабль-человечество.

Сложным было отношение Бунина к Достоевскому. Он всячески не принимал его мировоззрение, хотя и обращался к проблемам, затронутыми Федором Михайловичем. Яркий пример – рассказ “Петлистые уши”, в котором Бунин доводит до крайности образ идейного преступника. Глядя на образ Раскольникова, писатель повествует о преступлении без наказания. Мир, подчеркивает Бунин, достиг предела бездуховности.

Адам Соколович, герой рассказа, иронизирует над Достоевским, подчеркивая, что покаяние — это удел слабовольных людишек. Петербург невольно становится также одним из героев рассказа. Бунин развивает тему города-дьявола и “петлистых ушей”. Эта жуткая картина, описанная писателем, убеждает в том, что надежды русской классики превращаются в безнадежность.

По мировоззрению Ивану Бунину ближе всех был Антон Чехов, который предвосхищал перемены, зарождавшиеся в новом столетии. Рассказ “Чаша жизни” проникнут духом чеховского “Ионыча”. Мир вещей поглощает героев, убивает их мечты. В конце рассказа введен образ поезда, мчащегося через всю Россию, где много разочаровавшихся и несостоявшихся людей. Писатель не находит путей и возможностей что-либо изменить в жизни. Единственная ценность — это вспышка любви. Для него любовь — это только миг озарения, за которым не следуют какие-либо изменения, а только оправдание прожитой жизни.

Обращаясь к творчеству И. Бунина, мы имеем представление о том, как развивалась русская литература в начале XX века. Искусство всегда опирается на опыт своих предшественников.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Традиции русской классики в творчестве Бунина