Торжественная ода Александра Радищева
Радищев – одна из тех фигур, о которых писать чрезвычайно сложно. При советской власти он почитался в качестве первого русского революционера, и поэтому его главная книга «Путешествие из Петербурга в Москву», создававшаяся с 1785 по 1789 год, вошла в школьную программу по литературе.
Автора, пишущего столь тяжелым слогом, немудрено возненавидеть, тем более что учебник предлагал свести содержание его произведения к двум-трем тощим идейным формулам. Многие неприязнь к прозе Радищева переносили на всю литературу XVIII века: казалось,
Радищев родился в семье богатого помещика. Детство его прошло в имении Немцово под Калугой. Учился он в Пажском корпусе – училище, готовившем юношей к придворной службе. В 1766 году правительство направило группу молодых людей для обучения в Лейпцигский университет; в нее входил и Радищев. Эта поездка определила всю его дальнейшую судьбу. Во-первых, юноша
Радищев не сделал блестящей карьеры, как полагалось бы по его воспитанию. Но довольно успешно продвигался по службе, пользуясь покровительством просвещенного вельможи, графа Александра Романовича Воронцова. В конце концов он дослужился до солидной должности начальника петербургской таможни.
Из ранних писательских опытов Радищева любопытен «Дневник одной недели» – попытка очень тяжелым языком передать тонкие чувства, переживаемые в разлуке с друзьями. Для русской литературы такая тема тогда была внове. Впрочем, «Дневник» так и остался в рукописи. Опубликовал молодой Радищев только перевод с французского «Размышлений о греческой истории» философа Г. Мабли – одного из самых последовательных республиканцев своего времени. В примечании к этому сочинению переводчик осмелился назвать самодержавие "наипротивнейшим человеческому естеству состоянием". Бею вторую половину семидесятых годов Радищев жил неприметно и совсем не занимался сочинительством.
Полагают, что толчком к возобновлению писательской деятельности было чтение книги французского публициста аббата Рейналя «История европейцев в обеих Индиях» – самого знаменитого антиколониального произведения европейской словесности XVIII века. Ужасающие (подчас преувеличенно ужасающие) картины колониального рабства, нарисованные Рейналем, связались в уме Радищева со всем худшим, что можно было увидеть в российской действительности при крепостном праве.
Мысли, вычитанные писателем в юности у философов-просветителей, складывались в некоторую систему.
Европейское Просвещение утверждало те самые принципы, которые впоследствии легли в основу современной западной жизни. Важнейшие из них – природное равенство и свобода людей; право каждого человека на стремление к счастью; полная веротерпимость. В Бога большинство просветителей или открыто не верили, или считали, что Он не имеет отношения к повседневной человеческой жизни, поэтому и церковь не имеет никакого права вмешиваться в жизнь.
Радищев был одним из тех, кто хочет всякий мировой вопрос разрешить теперь же, немедленно. Идеи своего времени он воспринял не головой, а сердцем. Устройство современного общества для Радищева не просто неразумно, а отвратительно. Если передовая европейская мысль установила, что власть закона и свобода личности хороши, а произвол и всякого рода стеснения плохи, значит, мириться с ними нельзя. В этом смысле Радищев, бесспорно, мыслил как революционер.
Мысли, овладевшие им, требовали выхода. Радищев снова взялся за перо: он начал работу над книгой «Путешествие из Петербурга в Москву». В то же время он написал еще несколько смелых произведений: «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске» – рассказ об открытии памятника Петру Великому с замечаниями о монархической власти в обществе, «Житие Ушакова» и другие. Чтобы наверняка обеспечить издание своих сочинений, Радищев завел собственную типографию с единственным станком, где напечатал сначала «Путешествие из Петербурга в Москву», а затем «Письмо к другу», экземпляры которого сам рассылал знакомым.
Есть сведения, что цензор пропустил «Путешествие», потому что не прочел книги – иначе трудно понять, каким образом она могла пройти цензуру (между прочим, в ней порицалась и сама цензура). Все стороны русской жизни предстали перед публикой в самом мрачном свете. В своих заметках Радищев рисовал неправый суд, тяготы и несправедливости набора на военную службу, разврат дворян, отравляющий жизнь крестьян. Главное же – бесчеловечное тиранство он показывал как обычное, а не исключительное отношение помещика к крестьянину, находящее опору и в самом законе. Этого мало; он оправдывал крестьян, убивших жестокого барина, уравнивал христианскую веру со всеми религиями, хулил самый царский титул: "Скажите, в чьей голове может быть больше несообразностей, если не в царской?". Наконец, в книге Радищев поместил отрывки из своей оды «Вольность», написанной в 1733 году.
Рассказчик, от лица которого ведется повествование, встречает некоего «новомодного стихотворца», который ему эту оду отчасти читает, отчасти пересказывает. Она была создана по случаю завоевания американцами независимости и открыто прославляла народное восстание против самовластия. Народ в радищевской оде обращается к царям с теми же обличениями, которые в Библии звучат из уст самого Бога:
Тебя облек я во порфиру…
Вдовицу призирать и сиру,
От бед невинность чтоб спасти,
Отцом ей быть чадолюбивым;
Но мстителем непримиримым
Пороку, лже и клевете…
Выход в свет «Путешествия» вызвал страшный скандал. Книга дошла до императрицы, которая с полным основанием увидела в ней суровый и пристрастный приговор всему ее царствованию. «Бунтовщик хуже Пугачева», – сказала она о Радищеве. Он был арестован и приговорен к смертной казни, замененной десятилетней ссылкой в Сибирь; с ним отправилась сестра его покойной жены: они любили друг друга, но из-за родства закон запрещал им венчаться. Чувства большей части читающей публики по поводу книги Радищева и его процесса выражены в эпиграмме Державина:
Езда твоя в Москву со истиною сходна,
Некстати лишь дерзка, смела и сумасбродна…
Некоторые в петербургском обществе сочувствовали ссыльному, собирали в его пользу пожертвования, а его главный покровитель граф Воронцов посылал к Радищеву за свой счет целые обозы с продовольствием.
Книга Радищева была в России, разумеется, под запретом, снятым только в 1905 году. Но она ходила во множестве списков, передавались из рук в руки и немногие сохранившиеся экземпляры первого издания. В 1796 году новый император, Павел I, вернул Радищева из Сибири, но не на свободу, а на жительство в деревню под честное слово – ничего не писать против правительства.
Стихов Радищев писал немного, но поэтическим талантом, несомненно, обладал. Дух экспериментаторства в его поэзии проявился даже сильнее, чем в прозе. В одной из глав «Путешествия» он сожалеет о засилье ямбов в русской поэзии и советует вспомнить древний гекзаметр, осмеянный после неуспеха «Телемахиды» Тре-диаковского. Ода "Вольность", правда, написана ямбами, но ямбами нарочито «шершавыми»; здесь, как и в прозе, Радищев полагал, что его мысль будет выражена ярче, сильнее. Не без гордости его герой-стихотворец замечает, что затрудненное произношение стиха «во свет рабства тьму претвори» соответствует трудности самого действия.
Годы ссылки Радищева были богаты политическими событиями. Упоение свободой в первые годы французской революции сменилось кровавыми казнями якобинской диктатуры, а затем самовластием Наполеона Бонапарта. Радищеву пришлось убедиться в справедливости «закона природы»: «из вольности рождается рабство». Смерть Екатерины привела лишь к усилению произвола в царствование Павла I.
Мировоззрение Радищева изменилось, он стал еще большим скептиком. В Сибири им было написано несколько философских сочинений, среди которых самое крупное по содержанию – трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии». В павловское царствование, живя в саратовской деревне, Радищев занимался в основном чистой литературой, далекой от политики. Он написал обширную статью о Тредиаковском «Памятник дактилохореическому взятию», где вновь – подробнее, чем в «Путешествии», – обосновывал преимущества гекзаметра. Тогда же он сочинял модным в те годы «русским» размером (четырехстопным хореем без рифм) поэму, или, как сам ее назвал, «повесть богатырская стихами», «Бова», на сюжет популярного лубочного романа «Бова-Королевич». Такого рода романы переиздавались множество раз, авторы же были давно забыты. Поэтому их сочинения смешивали с русским фольклором. Стихотворения-подражания им писали чуть ли не все русские поэты, от Хераскова до Пушкина включительно; с этого и начала устанавливаться прочная связь между фольклором и «высокой» литературой.
В 1801 году новый император Александр I полностью реабилитировал Радищева: он получил место в важном учреждении, Комиссии составления законов. Вокруг него образовался кружок молодых литераторов, приятелей его сына. Некоторые из них были близки Радищеву демократическими взглядами, других, как, например, выдающегося филолога и талантливого поэта А. X. Востокова, с ним роднил интерес к народной поэзии и возрождению древних размеров. Радищев в эти годы начал огромную поэму «Песнь историческая» – стихотворное изложение древней истории, в которой он вновь попытался выразить свой взгляд на историю вообще:
Коль мучительство нагнуло
Во яремвысокувыю,
То что нужды, кто им правит?
Вождь падет, лицо сменится,
Но ярем, ярем пребудет.
Тогда же, в 1801-1802 годах, он написал два замечательных стихотворения. В одном из них («Осьмнадцатое столетие») Радищев глубокомысленно подводил итоги истекшему веку; его характеристика стала хрестоматийной:
Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро,
Будешь проклято вовек, в век удивлением всех.
Другое, «Софические строфы», – просто прекрасная поэзия:
Ночь была прохладная, светло в небе,
Звезды блещут, тихо источник льется,
Ветры нежно веют, шумят листами Тополи белы.
Ты клялася верною быть вовеки,
Мне богиню нощи дала порукой;
Север хладный дунул один раз крепче -Клятва исчезла.
Пятидесятитрехлетний писатель был полон сил и мыслей. Но вскоре Радищеву стало ясно, что политические идеи, которые он высказывал в Комиссии, вновь вызывают недовольство высокого начальства. О том, что непосредственно привело его к гибели, ходят лишь легенды. Так или иначе, 11 сентября 1802 года Радищев принял яд.
Рекомендуется к прочтению:
- Что дало русской литературе творчество Александра Радищева?
- Жизненный подвиг Радищева
- Изображение народа и образы в произведении "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева
- Автор “Путешествия из Петербурга в Москву” —бунтовщик или посредственный писатель?
- Мироздание Александра Солженицына («Архипелаг ГУЛАГ»)
- Лицейский период Александра Пушкина
- Моим стихам написанным так рано анализ стихотворения.
Торжественная ода Александра Радищева