Тема воспитания в комедии Фонвизина “Недоросль”

В комедии Дениса Фонвизина "Недоросль" поднята одна из самых важных проблем восемнадцатого века в России, которая волновала многих просвещенных людей. Это тема воспитания и образования молодых дворян. Большой проблемой в дворянских семьях, особенно живших в сельской местности и далеких от Москвы и Петербурга городах, была малообразованность и отсутствие всякой культуры. Доходило до того, что многие отпрыски богатых семей к своему совершеннолетию не умели читать и писать. Несмотря на то, что еще при Петре Первом был принят указ, согласно

которому обучение дворянских детей до двадцати лет было делом обязательным, указу следовали далеко не все. Недорослями в те времена юных дворян, не имеющих образования – они не имели право жениться и поступать на службу.

Тема воспитания красной нитью проходит через все произведение Фонвизина. Каждый из персонажей так или иначе отзывается о проблемах обучения, и согласно своему отношению к этому вопросу все герои условно делятся на две группы – образованных и необразованных. Семейство Простаковых не только необразованно, но еще и невоспитанно. В доме всем заправляет госпожа Простакова, грубоватая

женщина со склонностью тирании. Она не видит смысла в обучении сына, но понимает, что без образования он не сможет ничего добиться в жизни.

Даже для того, чтобы выгодно жениться на Софье, юноша должен иметь соответствующий документ. Скрепя сердце женщина соглашается пригласить учителей для своего великовозрастного ребенка. Но характер Простаковой – всего лишь следствие соответствующего воспитания. Ее родители тоже считали образование чем-то бесполезным и ненужным. Брат Простаковой, Тарас Скотинин, еще более примитивен. За всю свою жизнь он не прочитал ни одной книги, и очень гордится этим. Глупый, жадный и жестокий мужчина говорит об образовании: "Бог меня избавил этой скуки".

Сын Простаковых, Митрофанушка, к своим шестнадцати годам так и не смог обучиться хоть чему-то, хотя родители наняли ему учителей. Математик Цыфиркин даже не хотел брать денег господ за обучение недоросля – ему стыдно, что нерадивый ученик так и не смог усвоить ничего из преподаваемого учителем. «Не буду учиться, хочу жениться», – говорит Митрофан. Он избалован, груб с учителями, труслив и к родителям относится лишь как к средству получить все блага мира. На примере Простакова-младшего Фонвизин показывает читателю, что неверное воспитание приводит к полной бесполезности человека.

Некультурному и невоспитанному семейству Простаковых-Скотининых противостоят положительные герои. Это умная и начитанная Софья, ее дядя Стародум, который старается хорошо выучить и высокоморально воспитать девушку, и честный чиновник Правдин. Размышляя о недостатках воспитания, Фонвизин создал забавную и умную классическую комедию, не потерявшую актуальности и в наши дни.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 votes, average: 3.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Тема воспитания в комедии Фонвизина “Недоросль”