Сюжеты и герои ранней романтической прозы Горького
Богатый жизненный опыт дал М. Горькому обильный материал для его ранних произведений. В эти же ранние годы вырабатываются магистральные идеи и темы, которые позднее сопровождали писателя на всем протяжении его творчества.
Это, прежде всего, идея активной личности. Писателя всегда интересовала жизнь и люди. У М. Горького вырабатывается новый тип взаимоотношений человека с окружающей средой. Вместо формулы «среда заела», которая была во многом определяющей для литературы предшествовавших девяностым годам XIX столетия лет,
С самого начала произведения М. Горького распадаются на два типа: ранние романтические тексты и реалистические рассказы. Идеи же, высказываемые автором в них, во многом близки.
Ранние романтические произведения М. Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его ранние рассказы – «Макар Чудра», «Старуха Изергиль». В первом из них писатель по всем законам романтического направления рисует образы красивых, смелых и сильных людей. Опираясь на традицию русской литературы, М. Горький
В произведении возникает романтический конфликт между чувством любви и стремлением к воле. Разрешается он гибелью героев, но эта гибель воспринимается не как трагедия, а скорее как торжество жизни и воли.
В рассказе «Старуха Изергиль» повествование также строится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерный мотив: герою-повествователю говорят: «…стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны». А противостоит ему мир романтических героев – красивых, смелых, сильных людей: «Они шли, пели и смеялись».
В рассказе ставится проблема этической направленности романтической личности. Есть романтический герой и есть просто люди.
Как складываются их взаимоотношения? Иначе говоря, ставится традиционный вопрос: человек и среда.
Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи конфликтуют со средой. Это ярко проявилось в образе сильного, красивого, свободного Ларры. Он открыто нарушил закон человеческой жизни, противопоставил себя людям и наказан вечным одиночеством.
Ему противоположен герой по имени Данко. Рассказ о его деяниях – аллегорическое описание пути людей к лучшей, справедливой жизни, из мрака к свету. В образе Данко М. Горький воплотил образ вождя народных масс. И образ этот выписан по канонам романтической традиции.
Данко так же, как и Ларра, противостоит среде, ею не понят. Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом масса, как ей и положено в произведении романтическом, наделена отрицательными характеристиками.
«Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства».
Данко – герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования. М. Горький реализует, овеществляет распространенную в русском языке метафору: огонь сердца, сердечный огонь. Подвиг героя перерождает людей, они устремляются вперед, к лучшему будущему, к «морю солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем».
Но от этого сам Данко не перестает быть одиночкой, его смерти не замечают, а «смелое сердце» из осторожности, «боясь чего-то», топчут ногой и гасят.
Горьковская легенда о Данко широко использовалась в революционной пропаганде, образ героя служил примером для подражания, позднее широко привлекался официальной коммунистической идеологией, усиленно внедрялся в сознание советского молодого поколения.
Однако у М. Горького все не так просто и однозначно, как пытались это представить последующие комментаторы. Молодой писатель сумел ощутить в образе героя-одиночки и драматическую ноту непонятности и враждебности ему среды, массы.
В рассказе «Старуха Изергиль» явственно ощущается присущий М. Горькому пафос учительства. Еще явственнее это проповедничество в чисто горьковском жанре – песнях («Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»).
Сегодня они воспринимаются скорее как забавная страница истории литературы. Но на одну важную для писателя в ранний период его творчества проблему, сформулированную в «Песне о Соколе», мне бы хотелось обратить внимание: речь идет о столкновении героической личности с миром обыденности, с обывательским сознанием.
Эта проблема во многих отношениях развивалась М. Горьким и в его реалистических рассказах раннего периода. Одним из художественных открытий писателя стала тема человека дна, опустившегося, нередко спившегося бродяги, – в те годы их принято было называть босяками.
М. Горький хорошо знал эту среду, проявлял к ней большой интерес и широко отразил ее в своих произведениях, заслужив определение «певец босячества».
В самой этой теме не было новизны, к ней обращались многие писатели XIX века. Новизна была в авторской позиции.
Если бедняки вызывали, прежде всего, сострадание как жертвы неблагоприятных жизненных обстоятельств, то у М. Горького все иначе. Его босяки – это не столько несчастные жертвы, сколько бунтари. Они не столько отверженные, сколько отвергающие.
Примером этого может служить герой рассказа «Коновалов». Уже в начале повествования писатель подчеркивает, что у его героя была профессия, он «прекрасный пекарь, умелец», им дорожит хозяин пекарни. Коновалов – одаренная натура, наделен живым умом. Это человек, который задумывается о жизни и не принимает в ней обыденного существования.
Коновалов мечтает о героической ситуации, в которой могла бы проявиться его сущность. Он говорит о себе: «Не нашел я себе места!» Его увлекают образы Стеньки Разина, Тараса Бульбы. В обыденной жизни Коновалов чувствует себя ненужным и уходит от нее, в конце концов трагически погибая.
Сродни ему и другой горьковский герой из рассказа «Супруги Орловы». Григорий Орлов – один из самых ярких и противоречивых характеров среди героев ранних произведений М. Горького. Это человек сильных страстей, горячий и порывистый. Он напряженно ищет смысл жизни.
Временами Григорию кажется, что он его нашел, – например, когда он работает санитаром в холерном бараке. Но затем Григорий видит иллюзорность этого смысла и возвращается к своему естественному состоянию бунта, противостояния среде.
Он способен многое сделать для людей, даже жизнью своей для них пожертвовать, но жертва эта должна быть мгновенной и яркой, героической, вроде подвига Данко. Недаром он говорит о себе: «А горит сердце большим огнем».
М. Горький относится к таким людям, как Коновалов, Орлов и им подобным, с пониманием. Однако, если вдуматься, можно увидеть, что писатель уже на раннем этапе подметил явление, которое стало одной из проблем российской жизни XX века: стремление человека к героическому деянию, к подвигу, самопожертвованию, порыву и неспособность к повседневному труду, к обыденной жизни, к ее будням, лишенным героического ореола.
Без людей такого типа, как это предугадал писатель, не обойтись в экстремальных ситуациях, в дни бедствий, войн, революций, но от них, чаще всего, мало проку в нормальном течении человеческой жизни.
Сегодня проблемы, поставленные писателем М. Горьким в его раннем творчестве, воспринимаются как актуальные и насущные для нашего времени.
В свое же время эти проблемы и необычные для читателя герои сразу вызвали к писателю огромный интерес. В русскую литературу М. Горький входит в девяностых годах XIX века. Современники с изумлением писали, что народ России, не знавший Достоевского, мало знающий Пушкина и Гоголя, не знающий Лермонтова, больше других, но только кусочками знающий Толстого, знает Максима Горького.
Правда, в этом интересе был и некоторый налет сенсационности. Людей из низов привлекала сама мысль о том, что в литературу пришел писатель из их среды, не понаслышке знавший подлинную российскую жизнь.
Литераторов и читателей, принадлежавших к элитарному кругу, личность Горького привлекала, помимо таланта, своей экзотичностью: человек видел такие глубины «дна жизни», которые до него никто из писателей не знал изнутри, на личном опыте.
М. Горький уже в начале писательского пути изумил своей самобытностью. И он не может не интересовать современного читателя.
Рекомендуется к прочтению:
- Герои и проблематика романтической прозы Горького
- Проблематика ранней прозы Максима Горького
- Романтические герои Горького
- Герои ранних рассказов Максима Горького
- Герои ранних рассказов Горького
- Тематика произведений Максима Горького
- Сочинение на тему: Зима.
Сюжеты и герои ранней романтической прозы Горького