Раскольников и его «двойники» в романе Достоевского «Преступление и наказание»

На страницах романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание » перед нами раскрывается широкая панорама Петербурга середины прошлого века: мелькают картины городской жизни, люди, встречи, слышатся крики, ругань, споры. Среди персонажей великой книги много лиц, лишь на несколько минут привлекающих наше внимание, а есть люди с резко очерченными характерами, с собственными взглядами и убеждениями, которые […]

«Человек — целый мир…» (Достоевский)

Почти все герои Достоевского — люди сложные и противоречивые. Болезненно остро воспринимая действительность. Достоевский персонажей своих книг наделяет подобным восприятием жизни. Родион Раскольников — главный герой романа «Преступление и наказание» — человек именно такой. Это бывший студент, талантливый, умный молодой человек. Родион из-за бедности бросает учебу, влачит нищенское существование. Бедность, дошедшая до крайности, жилище — […]

Преступление и наказание: Почему теория Раскольникова потерпела неудачу?

Этот вопрос можно даже назвать риторическим. Какого-то основательного ответа он не требует, так как достаточно хотя бы вспомнить формулировку его теории, якобы люди делятся на «Высших» и «Низших». Последних можно, не задумываясь, приносить в жертву для самоутверждения первых, ради изменений и новых открытий в обществе. Такую теорию можно считать не, чтобы антигуманной, а даже жестокой, […]

«Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать…» (Салтыков-Щедрин)

В романе «Преступление и наказание» Родион Раскольников совершил убийство, вычеркнув себя при этом из людей в том понимании, как это понимаем мы. Человек не может убить человека. Неужели человеческое никогда больше не вернется к Раскольникову? Нет, человеческое в нем восторжествовало. Восторжествовало благодаря Сонечке Мармеладовой. Соня задела чем-то Раскольникова. Еще когда Мармеладов в распивочной рассказал о […]

Идея страдания и очищения в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Ф.М. Достоевский – величайший писатель XIX в. Его произведения – шедевры мировой литературы. В его творчестве присутствуют черты, отличающие его стиль и заставляющие перечитывать его романы снова и снова. Главные темы произведений Достоевского – тема бунта, тема бедности и тема героя-индивидуалиста. Все эти три темы синтезировались в первом значительном романе писателя – "Преступление и наказание". […]

Образ Свидригайлова

В «Преступлении и наказании» Ф. И. Достоевского имеется кроме главного героя еще и особый образ. Это Аркадий Свидригайлов – человек без стыда и совести, имеющий свою философию жизни. Он живет, постоянно ища для себя развлечения и удовольствия. В обществе о нем ничего хорошего не услышишь: азартный игрок, попадал и в тюрьму. Постоянно соблазнял замужних дам. […]

Столкновение теории и жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Преступление Родиона Раскольникова началось не с убийства и получило свою развязку не в полиции. Время не закончилось в участке, оно полетело вдаль, в бесконечность, которую читатель, по-моему, затрудняется определить для героев романа. Задолго до описываемых событий бедный студент Родион Раскольников пишет статью, в которой он доказывает и отстаивает права «высших» людей на преступление, на отрицание […]

«Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать…» (По роману Достоевского «Преступление и наказание»)

«Вошь ли я, как все, или человек?» — этот вопрос задал себе самый, пожалуй, противоречивый герой литературы XIX века, Родион Романович Раскольников. И сразу нашел однозначный ответ: «Человек!» Творец истории? Да. Помогающий людям? Безусловно. Великая личность! И все же как-то не по себе становится от такой трактовки понятия «человек». Цена слишком велика — жизнь других […]

Место религии в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание»

Среди важнейших вопросов, поставленных русской мыслью XIX в., вопрос о религии занимает особое место. Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл жизни заключался в постижении христианских идеалов любви к ближнему. В «Преступлении и наказании» автор изобразил человеческую душу, прошедшую через страдания и ошибки на пути постижения истины. В XIX веке стала видна недостаточность преступления Раскольникова, автор […]

Художественное своеобразие романа Федора Достоевского «Преступление и наказание»

Достоевский — мастер стремительно-действенного сюжета. Читатель с первых страниц попадает в ожесточенную схватку, действующие лица вступают в конфликт со сложившимися характерами, идеями, душевными противоречиями. Все происходит экспромтом, все складывается в максимально сжатые сроки. Герои, «решившие в сердце и голове вопрос, ломят все препятствия, пренебрегая ранами». «Преступление и наказание» еще называют романом духовных исканий, в котором […]