Раскольников и его «двойники» в романе Достоевского «Преступление и наказание»

На страницах романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание » перед нами раскрывается широкая панорама Петербурга середины прошлого века: мелькают картины городской жизни, люди, встречи, слышатся крики, ругань, споры. Среди персонажей великой книги много лиц, лишь на несколько минут привлекающих наше внимание, а есть люди с резко очерченными характерами, с собственными взглядами и убеждениями, которые […]

Роман "Кто виноват?" Александра Герцена

Свою книгу "Кто виноват?" Герцен назвал обманом в двух частях. Но называл он ее и повестью: ""Кто виноват?" была первая повесть, которую я написал". Скорее, это был роман в нескольких повестях, имеющих внутреннюю связь, последовательность и единство. Композиция романа "Кто виноват?" в высшей степени оригинальна. Только первая глава первой части имеет собственно романическую форму экспозиции […]

Смысл немой сцены в комедии Гоголя «Ревизор»

Финал пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор» – необычное и удивительное явление в русской драматургии. Так называемая немая сцена, которой заканчивается комедия, следует после того, как жандарм… объявил о прибытии в город настоящего ревизора. Потрясенные чиновники застыли в ожидании неминуемой расправы. Городничий стоит столбом посреди сцены; почтмейстер превратился «в вопросительный знак, обращенный к зрителям»; судья присел почти […]

Смысловые и ритмические контрасты поэмы Александра Блока «Двенадцать»

Кроме знаков препинания, интонации, с которой мы прочитаем то или иное предложение, большое значение для правильного осмысления и требуемого восприятия стиха, текста, словосочетания имеют смысловые и ритмические контрасты. Причем и те и другие могут заключать в себе интертекстуальные связи с другими великими произведениями. Смысловые и ритмические контрасты не только украшают произведение замысловатыми, а может, и […]

Рассказ Антона Чехова «О любви»

Рассказ «О любви» был написан А.П. Чеховым в 1898 году. Он является завершающим в трилогии, рассказывающей о провинциальном дворянине Алехине. Некоторые биографы Чехова находят в этом произведении связь с несостоявшимся романом самого писателя с Л.А. Авиловой. Сюжет рассказа достаточно прост. Обедневший дворянин Алехин вынужден после окончания университета поселиться в провинции, в имении своего отца. Он […]

Главные образы романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин»

Роман в стихах «Евгений Онегин» — чуть ли не самое известное произведение Александра Сергеевича Пушкина. Его знают не только в России, но и по всему миру. Роман является откликом на социальные волнения, которые происходили в России того времени: новые прогрессивные идеи, назревающая революция, свобода мысли, противоборство старого и нового. Герои романа являются характерными для того […]

«Человек — целый мир…» (Достоевский)

Почти все герои Достоевского — люди сложные и противоречивые. Болезненно остро воспринимая действительность. Достоевский персонажей своих книг наделяет подобным восприятием жизни. Родион Раскольников — главный герой романа «Преступление и наказание» — человек именно такой. Это бывший студент, талантливый, умный молодой человек. Родион из-за бедности бросает учебу, влачит нищенское существование. Бедность, дошедшая до крайности, жилище — […]

Изображение народа в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

"Кому на Руси жить хорошо" является поэмой-эпопеей. В центре ее — изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течении двадцати лет, собирая материал для нее "по словечку". Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена — […]

Нет величия, где нет простоты, добра и правды

Эти слова несут в себе огромную силу и смысл. Многие из нас задумаются хотя бы раз в своей жизни о том, кто для них великий человек. К сожалению, в наше время эта тема очень остро может обсуждаться. Современное общество, почему-то все чаще начинает называть людей великими, которые к этому-то величию, отношения никакого не имеют. Часто […]

«Творец всегда изображается в своем творении и часто — против воли своей» (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века)

«Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы. Оценить такое произведение — значит оценить […]