Сочинение по картине Гогена «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?»

Когда Поль Гоген впервые приехал в Полинезию, все творческие вопросы решились, словно сами собой, душа пришла в гармонию с миром, а рабочий метод уравновесился с идеями. Потому и таитянские картины обрели гармонию невероятную.

Наивный мир, чистый и простой, первобытный, и очаровал Гогена совершенно. И зелёный океан. И голубые горы. И сочная зелень. И жители этого тропического рая, такие же простые и чистые, как и всё вокруг. И картины, написанные в Полинезии, напоминают фрески – чистым цветом, гладким, без выраженных мазков, письмом и удивительной

гармонией в композиции и колорите.

Но это – в первый раз. Потому что во второй так не вышло.

Больной, усталый Гоген сбежал в свой тропический рай – а рай оказался уже не тем. В его милые тропики пришла Европа и расположилась вольготно. Первобытную тишину заглушил фонограф, тропические сумерки вспорол режущий электрический свет, хрупкая гармония разбилась.

И нужда. И болезнь. И депрессия. И чувство полной безнадёжности. И мысли о смерти.

В это тяжёлое время Гоген и писал свою главную картину, куда вкладывает всю страсть, тоску, жар страдающей души, весь концентрат своих идей – всю жизнь.

Он

собрал её из старых и светлых набросков, из любимых образов. Картина «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» не даёт ответ на все эти главные вопросы; её символы расшифровываются вне ratio.

Широтой и чистотой красок картина напоминает фреску. Для ещё большего сходства со старинной фреской, что уже начала осыпаться, Гоген оставил жёлтыми два верхних угла – со своей подписью и названием. А живописным полотном развернул перед зрителями всю человеческую жизнь.

На берегу тёмного лесного ручья, в райских синих джунглях, где гибкий танец деревьев, и яркая зелень, и дивное небо, и гора на горизонте, вокруг голубого каменного идола расположились люди: каждый из них погружён в себя и в мысль. Дивная девственная природа окружает людей и находится в полной гармонии с ними.

Спящий младенец – и чёрный пёс, охраняющий его. Три женщины, замершие в радостном ожидании. Юноша, срывающий созревший плод. Другой юноша, из-под руки удивлённо глядящий на женщин, погружённых в глубокую задумчивость. Дитя, подносящее плод ко рту. Женщина, идущая навстречу птице. Красавица и старуха…

О символах и скрытых смыслах этой картины можно написать большую книгу – картина неисчерпаема, как океан и джунгли. От самых явных и прямых трактовок, вроде того, что жизнь начинается с младенческого рассвета и невинности и заканчивается увяданием и созерцанием, внимательный зритель, вглядывающийся в детали, приходит к философским раздумьям о непредсказуемости и сложности бытия.

Почему разрозненные фрагменты сами собой сходятся в неожиданную гармонию? Почему дивный тропический рай не вызывает чувства незамутнённого счастья? Что за тени отражаются в воде ручья, и что означает кошка, лакающая из миски?

На некоторые вопросы дал ответы сам Гоген, предостерегая зрителя от излишней примитивности и прямолинейности в поисках смыслов. На другие каждый может ответить себе только сам. Картину «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» Гоген считал своим духовным завещанием.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Сочинение по картине Гогена «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?»