Событийное своеобразие романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
Во всех произведениях Булгакова, наряду с реальными событиями, которые могут произойти в обыденной жизни, присутствуют события из мира фантастики, которые привлекают и завораживают читателя. Иногда такие события носят чисто комический характер (достаточно вспомнить кота с гривенником, пытающегося оплатить проезд), но часто становится страшно, читая о проделках Воланда и его свиты (эпизод в кабинете Римского). Надо заметить, что с самого начала становится непонятно, что из описанных фактов — фантастика, а что нет; это переплетение
Главный вопрос романа «Мастер и Маргарита»: что есть истина? — задается именно Иешуа Га-Ноцри, о котором рассказывает Воланд, персонаж фантастический. Благодаря фантастике практически всегда выводятся главные темы произведений.
Первым глобальным событием романа является смерть Берлиоза, сама по себе необыкновенная. Эта смерть является первым действием Воланда, первым его наказанием. Впоследствии Воланд, «носитель идеалов Христа», как ни абсурдно это звучит, будет, верша страшный суд в Москве, многих наказывать, некоторым будет давать возможность
В своем произведении Булгаков объединил несколько романов: о Понтии Пилате, Мастере и Маргарите. Каждый из них по-своему привлекает, но больше впечатляет обаятельный, вечный роман о двух сердцах: Маргариты и Мастера. Как великолепно изобразил автор встречу двух людей и их любовь. «Кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!» Тема любви у Булгакова раскрывается с новой, прекрасной стороны. Любовь неотделима от страданий. Булгаков в полной мере показывает нам, что для бескорыстной, верной, святой любви нет преград. Любые козни будут преодолены.
В романе Булгакова Маргарита продает душу дьяволу во имя спасения любимого человека. Безграничная, чистая любовь ее настолько сильна, что перед ней не может устоять даже Воланд — «сила, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Маргарита всю жизнь была несчастна. Ее окружали материальные блага, но душа страдала от одиночества.
Мастер поистине ниспослан Богом Маргарите. Их встреча была предопределена: «Она несла в руках отвратительные тревожные желтые цветы… И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах! Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам».
Никем не понятые души героев находят друг друга, любовь помогает им выстоять, пройти все испытания судьбы. Свободные и любящие души Мастера и Маргариты наконец принадлежат вечности.
Любя Мастера, Маргарита спасает самое важное для него, цель всей его жизни — его рукопись.
Булгаков не разделяет Бога и дьявола. Они существуют и слиты одновременно в образе Маргариты.
Воланд совершает добро, переступая через свое дьявольское начало. Но не может противостоять любви Маргариты, которая, имея право на исполнение одного желания, забывает о себе и спасает Фриду. Воланд, несмотря ни на что, восхищается Маргаритой.
В том, что героиня романа продала душу дьяволу, невозможно ее упрекнуть. Маргарита чиста и совершенна, потому что любовь и Бог есть одно неделимое целое. Бог начинается с любви, а любовь — божественная сила.
Любовь все время заставляет душу мучиться, переживать, болеть. Только силой страдания человек понимает всю глубину любви. Ради любви к ближнему Христос принял муки. Булгаков развивает эту мысль: Христос в образе Иешуа Га-Ноцри принимает страшную казнь ради людей, ради их спасения. В нем очень сильна любовь к ближнему. Это божественная любовь, любовь бескорыстная, идущая через боль и ужас. Именно такой любовью можно спасти людей. Прочувствовав боль, каждый человек понимает всю силу и могущество святой любви.
Иешуа Га-Ноцри сострадает даже Понтию Пилату, ибо нет для него различия между людьми страждущими и нуждающимися. Все они для Иешуа ближние.
Понтий Пилат болен и одинок, любит лишь свою собаку, Иешуа понимает его страждущую душу, жалеет и любит его. Пилат говорит Га-Ноцри, что он может оборвать нить жизни Иешуа, но, убив пророка физически, никто не сможет убить его душу. Душа Иешуа пронизана любовью, а убить любовь нельзя, она вечна. В награду за верность и любовь Маргариты и Мастера им была дарована вечность, в то время как Понтию Пилату вечность была дана в наказание.
Настоящая любовь спасает и прощает. Эта любовь готова на самопожертвование во имя счастья, жизни. Она не ведает границ, проходит сквозь все преграды. Эта любовь несет в себе силу жизни, она ведет к спасению. Постигая любовь, люди понимают ее божественное начало, их души обретают вечность.
Рекомендуется к прочтению:
- Анализ романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Проблематика романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Пространственно-временная структура романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Таинственные события в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Любовь и прощение в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Добро и зло в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”
- Иван бездомный и МАССОЛИТ.
Событийное своеобразие романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»