«Следовать за мыслями великого человека — есть наука самая занимательная…» (По поэме Пушкина «Медный всадник»)

1 вариант

Русская литература знает немало произведений, посвященных процессу человеческого «самосоздания». На каждого из нас влияют отношения с семьей, круг чтения, друзья и даже политическая обстановка в стране, немаловажны и особенности собственной натуры. Какие мы, способны ли пробить себе дорогу в жизни? Что для нас главное: деньги, карьера, успех как таковые или самоутверждение, утверждение себя как личности, прежде всего в собственных глазах?

Нам хочется вырасти оптимистами и с улыбкой смотреть на жизнь. Мы стремимся

превратиться из маленького человека в большого. Это совсем не означает, что «большой» должен занимать какой-то важный пост. Прежде всего «большой» человек должен быть творцом, создателем, чувства и действия которого находятся в абсолютной гармонии. Для «большого» труд — это радость и смысл жизни, чтобы ни было содержанием этого труда: поэтическое творчество, научные исследования или физическая работа. Не каждому «большому» суждено стать «великим».

На мой взгляд, великий человек постоянно чем-то одержим. Он не жалеет ни себя, ни других, может даже пожертвовать чем-то или кем-то ради поставленной цели. Он бывает

зачастую груб и жесток, трудно приходится с ним и его близкому окружению, да и врагам тоже не сладко.

Великие люди издавна привлекали поэтов и прозаиков, художников и музыкантов. Сами гении — те же великие, а интересоваться подобными, сравнивать всегда занимательно.

В творчестве великого поэта А.С. Пушкина большое место занимает образ не менее великого Петра I.

Остановимся на одном из произведений поэта — «Медном всаднике», где образ Петра представлен наиболее ярко. Петр I — преобразователь России. Пушкин прославляет великие деяния Петра, который воздвиг «огромный памятник себе». Петербург — это символ величия и могущества России:

Красуйся, град Петров, и стой

Неколибимо, как Россия…

Петр в поэме — прогрессивный государственный деятель и одновременно жестокий самодержец, не считающийся с интересами простых людей. Поэтому Пушкин выделил в поэме две части. Первая восхваляет царя, его «великие думы»:

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася:…

Далее:

… И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

Мы видим, что «великие думы» Петра неразрывно связаны с судьбой Русского государства. А слово «вдаль» указывает не только на широкую гладь реки, но и на даль времени. Петр, как великий человек, видит, что будет в будущем. Цель императора, «ногою твердой стать при море», то есть создать мощное государство на страх своим врагам. Но для осуществления этой цели Петру понадобилась крепость — защита от всех бед.

Думы и стремления Петра государственного масштаба. Автор подчеркивает это грамматическими формами. Местоимения и глаголы во вступлении употребляются во множественном числе: «нам суждено» «грозить мы будем», «запируем на просторе». Время оправдало ожидания и мысли Великого человека:

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво.

Великий человек создал великий город, но какой ценой? Петр реализовал свой замысел путем совершения насилия над природой и людьми.

Во второй части поэмы мы видим Петербург — город окраин и нищеты:

Народ

Зрит Божий гнев и казни ждет

Увы! Все гибнет кров и пища!

Где будет взять?

И здесь перед нами жестокий самодержец. По его вине люди терпят стихийные бедствия. И наводнение в поэме — это возмездие человеку за причиненное ей насилие.

Пушкин противопоставляет в «Медном всаднике» двух людей: Евгения и Петра, создавая тем самым острый конфликт. Между «Великим» императором, представляющим собой государство, и «маленьким» Евгением, обыкновенным человеком, чья судьба всецело зависит от власти. Если великого занимают мысли государственные, прогрессивно-исторические, то обыкновенного человека только человеческо-интимные, личные:

О чем же думал он? О том,

Что был он беден, что трудом

Он должен был себе доставить

И независимость, и честь;

Что мог бы Бог ему прибавить

Ума и денег…

Мне кажется, что такие люди, как Евгений, всегда уповают на кого-то: кто-то или что-то виноваты в том, что они не состоялись в жизни. Евгений в столкновении с природой не выдерживает, тогда как Петр, встречаясь один на один со стихией, побеждает ее, потому что мысли Великого человека — государственные, прогрессивные. Однако самого Петра тоже терзают сомнения:

Печален, смутен, вышел он

И молвил: «С Божией стихией

Царям не совладеть».

И тут же его верные помощники-генералы пускаются в опасный путь спасать «страхом обуялый» тонущий город. Свои мысли Петр тотчас же воплощает в действие, всеми силами пытаясь спасти свое детище.

Нам нравится следовать за мыслями Великого человека, ведь он не допускает ни тени сомнения, ему известно все наперед. Такой герой, как Петр, придает нам уверенности в завтрашнем дне. И хотя нам известно, какой ценой построен город, все-таки мы понимаем, что Великий человек и мыслит по-великому, и поступки совершает великие. И спустя триста лет мы все более убеждаемся в этом. Ведь стоит же город Петра, ни войнам, ни стихиям не подвластен. Это прогрессивно мыслящий Петр открыл нам дверь в будущее. И опять вспоминаешь прекрасные строки Пушкина:

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел…

2 вариант

Остановитесь на минуту и окиньте взглядом окружающий мир. Можете ли вы сказать себе, что ваша жизнь течет плавно? Есть ли у вас ощущение, что вы сами четко управляете ее ходом. Или иногда встречные ветры сбивают с курса ваш жизненный корабль, и он натыкается на подводные рифы?

Любой человек — это живая загадка. Он — совершеннейшее творение природы. Ни одно существо на нашей земле не обладает такой палитрой разума, как человек. Он создает себе преграды, подрывает землю под своими ногами, проваливаясь все глубже. Люди собственноручно окрашивают дни в яркие и радостные тона, а иногда в мрачные и серые. В последнем случае и жизнь их становится блеклой. Человек не должен быть один. Он должен распространять на кого-то любовь и, заглядывая в свою душу, находить отражение этой любви в себе самом. Но есть люди, неспособные любить, удерживать подле себя верных друзей, не стремящиеся добиться гармонии с окружающими:

«Я как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами… он… всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там, на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус…»

Это слова героя М.Ю. Лермонтова — Печорина. И как же они созвучны с другими лермонтовскими строчками:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Печорин всегда одинок. Он все время окружен людьми, искренне любящими его и добивающимися с ним дружбы. Но создается впечатление, что герой этого не замечает, играет судьбами людей, вмешивается в течение жизни. В дневнике Печорина все чаще можно встретить слово «скучно». Оно приносит с собой ощущение бесцельности жизни:

«Я — как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет кареты».

Разочарование в жизни, скука, одиночество преследуют героя:

«И, может быть, я завтра умру!… и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно…».

Сложный персонаж, совершающий подчас не совсем понятные поступки. Таков Печорин.

Автор помещает своего героя каждый раз в иную среду, показывая его в разных обстоятельствах и в столкновениях с людьми различного социального положения, давая возможность нам видеть Печорина с новой стороны. Сначала мы узнаем о Печорине от Максим Максимыча, подчеркивающего в своих высказываниях незаурядность главного героя: «Славный был малый… только немножко странен». «Да-с, с большими странностями, и должно быть богатый человек». Он относит Печорина к тем людям, «с которыми непременно должны соглашаться». Максим Максимыч видит в герое силу воли, смелость, умение подчинить себе других. Но добрый Максим Максимыч не может разглядеть внутренний мир Печорина, он просто рассказывает о его действиях и поступках. В повести «Максим Максимыч» мы узнаем о герое от самого автора. В черновой рукописи Лермонтов сравнивал Печорина с тигром: сильным и гибким животным, ласковым, мрачным, великодушным и жестоким. Печорин, по словам Лермонтова, — тигр, способный постоянно вести борьбу и не способный покориться. Сравнение с тигром показывает мнение автора о характере своего героя. Позже Лермонтов убрал из произведения сравнение героя с тигром для того, чтобы мы сами имели возможность судить о Печорине. Первое впечатление о нем обманчиво, оно не дает нам правильного представления. Чтобы попытаться разгадать загадку, нужно прочитать остальные три повести, представляющие собой дневник героя, доверяющего ему все свои сокровенные мысли: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил…». Но не только мрачные мысли читаем мы в дневнике Печорина: «Весело жить на такой земле!… Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше?»

Загадочность героя проявляется во всем. Он все время испытывает скуку, недовольство собственной жизнью. Он всегда равнодушно спокоен, безразличен ко всему. И мы могли бы составить свое впечатление о герое, как о неспособном к искренним порывам человеке, невнимательном к жизни и расслабленном, если бы не повесть «Тамань». Сам герой говорит о произошедшем в Тамани очень кратко: «Я там чуть-чуть не умер с голоду, да еще вдобавок меня хотели утопить», но мы понимаем, что там произошло что-то необычное. Читатель впервые видит героя заинтересованным. Печорин заинтригован загадочностью встретившихся ему людей. Он не довольствуется ролью простого наблюдателя, а сам становится участником событий. Его вмешательство в чужую жизнь определяет конфликт в повести. Однако Печорин действует не ради стремления принести пользу людям, не ради своей выгоды, ему просто впервые становится интересно; загадочность происходящего взволновала его. Здесь мы видим уже не скучающего героя, равнодушного ко всему, а действующего.

Да, природа наградила Печорина прекрасными качествами: настойчивостью и самообладанием, наблюдательностью и любовью к природе, смелостью и отвагой. Возможности, заложенные в нем, велики. Автор утверждает, что назначение ему было «высокое». Но, к сожалению, эти стороны натуры не получили настоящего развития. Вместо великих дел Печорин вмешивается в чужие жизни, заводит врагов и отвергает друзей, растрачивает себя по пустякам. Его душа для всех читателей так и остается загадкой. Таким людям, как он, всегда одиноко, они не способны чувствовать человеческое тепло и любовь.

Мне кажется, если бы Лермонтов пытался создать какой-то идеал человека, он бы никого не заинтересовал. Ведь художник, рисуя прекраснейшее лицо, не боится самых глубоких теней, от них только жизненнее и загадочнее становится портрет. Печорин в романе показан живым, падающим, ошибающимся, путающимся и непоследовательным, колючим и по-мальчишески задорным, самоуверенным и сомневающимся одновременно. Он настоящая живая загадка. И многие из нас находят в герое свои черты. Мы такие же, как и он, подчас одинокие в кругу людей и потерявшие веру в лучшее.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



«Следовать за мыслями великого человека — есть наука самая занимательная…» (По поэме Пушкина «Медный всадник»)