Сила любви
(по сказкам Г.Х.Андерсена)
Писатель Г. Х. Андерсен утверждал, что сказки – «с блеском, лучшее в мире золото, то золото, которое блещет огоньком в детских глазах, звенит смехом из детских уст и уст родителей»; писатель с волшебным зрением, под взглядом которого самые простые вещи превращаются в сказку: оловянный солдатик, обломок бутылки, обломок штопальной иглы, воротничок, серебряная монета, мяч, ножницы и многое другое. Каждый цветок, каждый уличный фонарь рассказывали сказочнику свою историю, а он передавал ее детям:
Сказки датского писателя переполняет целая гамма человеческих ощущений и настроений: доброты, милосердия, увлечения, жалости, иронии, сочувствия. И самое главное – любви. Давайте вспомним: когда в поисках Кая Герда верхом на олене приближается ко двору Снежной Королевы, олень просит мудрую финскую женщину наделить девочку небывалой силой – иначе ей не возвратить Кая. Но что отвечает оленю эта женщина: «Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Неужели ты сам не видишь, как велика ее сила? Подумай, ведь ей служат и люди, и животные! Она босиком обошла полсвета! И эта сила скрыта в ее сердце». Такая сила любви в сказках Андерсена. Эта сила двигает горами, побеждает горе и разлуку, возвращает к жизни обреченных на смерть. Она гордая и отважная. Ведь недаром же маленькая русалочка, стойкий оловянный солдатик и его бумажная невеста жертвуют жизнью ради высокой любви!
В каждой сказке Андерсена сливаются две действительности. Одна – настоящая жизнь цветка, мухи, дерева, чашки или кофейника; другая – не менее настоящая – судьба
человека, история человеческой жизни: детства, юности, зрелости, старости, смерти. Объединение сказочного, волшебного и реального, будничного делает произведения Андерсена двухплановыми, одинаково интересными и детям, и взрослым. Дети воспринимают внешнюю, конкретную форму сказочного события, подвергаются обворожительности выдумки, их зачаровывает победа добра над злом, быстрое изменение событий, взрослые понимают сложные человеческие отношения, которые стоят по сказочной схеме, находят в этих сказках глубокую философию, примеры настоящей жизни с ее радостью и разочарованиями, любовью и смертью, правдой и враньем.
Лучше всего оценил взнос Андерсена в мировую литературу его младший соратник по перу, тоже талантливый творец сказок Д. Родари: «Андерсен, подобно братьям Гримм, шел от сказок своей страны. При этом Гримм, будучи настоящими немцами, стремились, записывая тексты народных рассказчиков, создать в Германии, которая стонала под игом Наполеона, живой памятник немецкому языку (сам прусский министр образования отдал братьям Гримм надлежащее за их подвиг на благо отчизны). Андерсен же обратился к народным сказкам не для того, чтобы зазвучал публично голос его народа, а для того, чтобы восстановить в памяти и оживить собственное детство. «Я и сказка» – «фантастический бином» Андерсена, который был путеводной звездой во всем его творчестве. Потом он отошел от сказки традиционного типа, чтобы создать новую, населенную романтическими образами и одновременно бытовыми реалиями… Опыт народных сказок, согретый солнцем романтизма, понадобился Андерсену для полного освобождения фантазии, кроме того, он стремился сделать такой язык, которым можно было бы разговаривать с детьми не сюсюкая».
А это и является признаком настоящей сильной любви к детям.
Рекомендуется к прочтению:
- Сочинение на тему: Волшебные сказки Шарля Перро
- Сила человека
- Прославление любви к работе в сказке «Госпожа Метелица»
- Мораль сказок Ганса Андерсена
- Снежная королева
- Пятеро из одного стручка
- Тема любви в повести Куприна Олеся.
Сила любви