Сатира на человеческие пороки в произведениях Салтыкова-Щедрина
Все сказки делятся на четыре группы.
Обличение деспотизма властей – в сказках “Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”, “Богатырь”, В сказке “Медведь на воеводстве” содержится беспощадная критика самодержавия. Злого воеводу сменяет ревнивый, а ревнивого сменяет добрый. Но жизнь лесных жителей лучше не становится. Зло заключается в природе власти.
Критике трусливой, умеренно-либеральной интеллигенции, посвящены такие сказки как: “Премудрый пескарь”, “Самоотверженный заяц”, “Здравомыслящий заяц”,
В “Премудром пескаре” мы видим жизнь просвещенного обывателя, боящегося всего на свете. Он постоянно сидит взаперти, боясь липший раз выйти на улицу, с кем-нибудь заговорить, познакомиться. Он ведет жизнь замкнутую, скучную. Только перед смертью задумывается пескарь о прожитой жизни: “Кому он помог? Кого пожалел, что он вообще сделал в жизни хорошего? Жил – дрожал и умирал – дрожал”. Только перед лицом смерти обыватель осознал, что никому он не нужен, никто его не знает и о нем не вспомнят. Страшна отчужденность пескаря, его замкнутость.
В следующей группе
В “Повести о мужике” мы видим безропотность мужика, его покорность, беспрекословное подчинение двум генералам.
Он даже сам сажает себя на цепь, что лишний раз показывает его забитость. Вскрываются противоречия между потенциальной силой и гражданской пассивностью русского мужика. Мужик является первоосновой и источником жизни, в то время как генералы сами ничего не умеют делать, не имеют понятия о простейших вещах, зато умеют заставлять работать на себя простого мужика.
“Коняга” – это олицетворение народа, его трудолюбия, выносливости, забитости, его каторжного положения.
Мораль собственников-хищников показана в сказках “Пропала совесть”, “Дурак”, “Христова ночь”, “Рождественские сказки”.
Героя сказки “Дурак” Иванушку все окружающие считают дураком, так как он не может признать за норму эгоизм.
Салтыков-Щедрин исповедует в “Христианской ночи” народную веру в торжество правды и добра. Важен суд за содеянное зло на земле, а не в загробном мире.
Не зря М. Горький говорил, что невозможно понять Россию второй половины XIX века без помощи сатиры Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.
Рекомендуется к прочтению:
- Сказки Салтыкова-Щедрина как политическая сатира
- Особенности жанра сказки у Михаила Салтыкова-Щедрина
- Сатира как творческий принцип (по произведениям Салтыкова-Щедрина)
- Сатира в творчестве Михаила Салтыкова‑Щедрина
- Сатирическая направленность сказок Михаила Салтыкова-Щедрина
- Особенности жанра сказки у Салтыкова-Щедрина
- Осень любимое время года.
Сатира на человеческие пороки в произведениях Салтыкова-Щедрина