Роль пейзажа в рассказе Горького «Челкаш»
Рассказы М. Горького начала 90-х годов XIX века посвящены проблемам человеческих взаимоотношений. Автор ищет своего положительного героя, пути изменения современного общества, наблюдает жизнь России. Но и природе в его рассказах отводится значительное место.
В рассказе «Челкаш» пейзаж играет роль обрамления – им начинается и заканчивается действие.
В начале рассказа изображен пейзаж индустриальный – море в порту. Он производит унылое впечатление: «потемневшее от пыли» небо мутно, волны моря закованы в гранит, «подавлены»,
Следующее описание пейзажа дано автором как дополнительная черта к характеру героя. Челкаш, человек свободный
Пейзажем также завершается повествование. Море разыгралось, «глухо роптало, волны бились о берег бешено и гневно». Трагедия людей подчеркнута напряженным нарастанием бури, шторма, когда дождь лил как из ведра, и все окутано мглою. «Море выло, швыряло большие тяжелые волны на прибрежный песок… ветер ревел… Все кругом наполнялось воем, ревом, гулом. За дождем не видно было ни моря, ни неба». И дождь смывает следы крови на песке, смывает следы людей и слезы. Человеческие страсти мелки, ничтожны, преходящи. Стихия природы вечна, наполнена мощью и величием.
Пейзаж у Горького противопоставлен жизни людей, и это сравнение не в пользу человеческого общества.
Рекомендуется к прочтению:
- Пейзаж в рассказе Горького «Челкаш»
- Два мира — два мировоззрения в рассказе Максима Горького "Челкаш"
- Проблема положительного героя в рассказе «Челкаш»
- Роль пейзажа в рассказе Тургенева «Бежин луг»
- Краткое содержание «Челкаш» Максима Горького
- Челкаш и Гаврила
- Нравы дома Кабановых в драме гроза.
Роль пейзажа в рассказе Горького «Челкаш»