Рецензия на роман Леонида Бородина «Расставание»
Роман «Расставание» Леонида Бородина построен вокруг идеи Бога. Его лирический герой – московский интеллигент – решает начать новую жизнь. В произведениях Леонида Бородина – на рациональном, логическом уровне его проза сурово утверждает правоту христианской морали, а всей своей эмоциональной, чувственной плотью (то есть всем художественным, что есть в ней) буквально вопит о прелести греховной, безбожной, живой и свободной жизни.
Где-то в Сибири главный герой романа отыскивает попа Василия и его дочь Тосю, которая
В конце концов два рационалиста – автор и его герой – без конца осуждающие рационализм – попадают в собственноручно устроенную ловушку. Из Сибири, где рядом с Геннадием была живая и любящая Тося, вся его московская жизнь казалась ему ясной, понятной и легко преобразуемой в нужном для очищения направлении. Приехав и столкнувшись с ее живым и непредсказуемым потоком, он безнадежно в ней запутывается, поскольку общение с Тосей наделило его способностью гораздо острее видеть чужую жизнь и воспринимать чужую боль, чем это было прежде. Арестовывают его сестру-диссидентку, и он не может уже сказать «допрыгалась»; его отец, отношения с которым были так просты и удобны, оказывается вдруг человеком ранимым и способным на неожиданные поступки; «халтура», которую он раньше бы сделал с хладнокровным цинизмом, превращается в моральную проблему; любовница ждет от него ребенка, и этот факт перерастает свое бытовое содержание, предопределяет судьбу. Душевный переворот совершился, холодный рационалист стал живым человеком, теперь он ближе к Богу, чем когда бы то ни было. Однако цена всему этому – погубленная судьба Тоси, к которой герой уже не может вернуться. И вот, чтобы эта цена не показалась читателю чрезмерной, зачеркивающей все благотворные перемены в душе Геннадия, автору приходится идти на сомнительный с точки зрения человеческой, да и художественной логики ход. Он постепенно, страница за страницей, превращает живую и страдающую Тосю в абстракцию, в символ. Символу ведь не больно. И вот в апофеозе романа, в финальной сцене амбивалентного свадебного веселья появляется – в сознании героя – призрачное видение: танцующая Тося. И так уже написана сцена, что это ирреальное появление выглядит не напоминанием герою о загубленной Тосиной судьбе, а благословением его выбора. Но свершится ли выбор? Если все-таки Тося – живой человек, а не символ, то свершится лишь обмен одного зла на другое. И с Богом в душе и без Бога герой несет зло.
И если бы из этого зерна автор честно вырастил трагическую коллизию! Но пришлось бы признать, что жизнь сильнее и богаче самой высокой морали, и пойти на такое Бородин не может. Поэтому финал смазан; он мог бы быть многозначен, но он – увы! – всего лишь двусмыслен.
Рекомендуется к прочтению:
- Рецензия на роман Олега Роя «Ловушка для вершителя судьбы»
- Рецензия на роман Евгения Гришковца “Рубашка”
- Рецензия на роман Владимира Набокова «Машенька»
- Рецензия на прочитанную книгу (роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени»)
- Рецензия на роман Юрия Лощица «Дмитрий Донской»
- Рецензия на роман Виктора Астафьева «Печальный детектив»
- Образ Ольги в романе Евгений Онегин.
Рецензия на роман Леонида Бородина «Расставание»