Рецензия на рассказ Виктории Токаревой «Римские каникулы»
Виктория Токарева родилась в Ленинграде. Окончила Ленинградское училище по классу фортепиано. Потом переехала в Москву, где училась в Государственном институте кинематографии на сценарном факультете. Автор многих книг: «О том, чего не было», «Летающие камни», «Коррида» и другие.
«У Виктории Токаревой нет плохих рассказов. У нее есть только хорошие, очень хорошие и блестящие…» – так писал Юрий Нагибин о ее первой книге. Печаталась Токарева редко – раз в пять лет. Во время «застоя» много работала в кино.
Наступил
Большой
А какое у Токаревой чувство юмора! Вспомним звонок. Так вот, Виктория подняла трубку. Мужской голос поздоровался по-французски. Это было кстати, потому что французский она учила в школе: «могла поздороваться, попрощаться, сказать «я тебя люблю» и сосчитать до пяти». Виктории и адвокату приходилось преодолевать языковые препятствия, поэтому они почти подружились. Многие из нас могли бы подумать в такой ситуации: «Кошмар! Ведь это адвокат самого Феллини, а я не могу ни слова сказать». Однако Токарева видит светлую сторону, добро. Она неисправимый оптимист. И это еще не раз появится в рассказе.
Итак, главное случилось. Виктория в Риме, несмотря на то что билет ей удалось получить в самый последний момент в иностранной комиссии. Феллини пригласил Викторию, потому что собирался делать фильм о России. Один талантливый издатель посоветовал ему пригласить Токареву. Скажете, что это совпадение, случайность? Может быть. «Но случайности – это язык бога», – говорит Токарева.
Рассказ был написан как раз во времена начала перестройки. В «Римских каникулах» отразились приметы времени. Помимо отношения к Человеку, в рассказе ярко отражена гражданская позиция писателя, ее отношение к Родине.
Италия. Рим. Виктория наслаждается красотой и жизнью свободных людей, а в мыслях и душе – боль за свою страну, за соотечественников. Ведь у нас не так. Но ничего. Рано или поздно и у нас все будет хорошо. Так она и говорит Феллини при встрече. Вот он, оптимизм. Такую жизнь, которую многие воспринимают как испытание, Токарева воспринимает как благо.
Получилось так, что ничего плохого о Виктории Токаревой я так и не сказала. Хотя есть, по-моему, одна трудность: о произведениях Токаревой очень трудно писать и говорить, ведь здесь главное – интуиция. «В творчестве важна интуиция», – пишет сама Токарева. Важны ассоциации. В «Римских каникулах» есть «маленькие отступления, – это ассоциации Виктории Токаревой с какой-то конкретной ситуацией. Это помогает узнать о ней еще больше.
Для Токаревой очень важны люди и отношения людей, а это порой очень трудно описать словами.
Рекомендуется к прочтению:
- Рецензия на повесть Виктории Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть»
- Рецензия на рассказ Чехова «Дом с мезонином»
- Рецензия на рассказ Виктора Ерофеева «Галоши»
- Рецензия на рассказ Людмилы Улицкой «Дочь Бухары»
- Рецензия на рассказ Бунина «Чистый понедельник»
- Рецензия на рассказ Василия Шукшина «Срезал»
- Смысл названия поэмы 12.
Рецензия на рассказ Виктории Токаревой «Римские каникулы»