Рецензия на фильм Сергея Бодрова «Кавказский пленник»
Чеченская война. Несомненно, в душе каждого из нас еще живы воспоминания об этой трагической странице в истории нашей страны. Фильм Сергея Бодрова «Кавказский пленник», рассказывающий о судьбе двух русских солдат, попавших в плен к чеченским боевикам, еще раз напоминает нам о ней и заставляет задуматься над тем, как отвратительна и чудовищна война, насколько чужда она человеческому сознанию. В то же время фильм поражает нас прекрасными человеческими отношениями между героями, которые подобны цветку, распустившемуся на поле битвы.
Сюжет
Многим критикам фильм показался слишком мягким, избегающим показа кровавой реальности войны в Чечне или быта Российской
Создателей ленты вдохновило одноименное произведение Льва Николаевича Толстого. Имена персонажей – Жилин, Дина, Абдул-Мурат, некоторые сюжетные моменты взяты из «Кавказского пленника» Толстого, поэтому и сам фильм носит такое название. Режиссер следует традиции классика, восходящей к «Войне и миру», с его отрицанием войны и убийства.
Главные герои фильма – рядовой Жилин и прапорщик Александр. Первый – брошенный в пекло войны призывник-новобранец, второй – профессионал-наемник. Оба, раненные в бою, попадают в плен к чеченцу Абдул-Мурату. Сын Абдула находится в плену у русских, и старик хочет договориться с комендантом лагеря об обмене пленными. Во время неудачной попытки побега Александра убивают, Жилин остается один. Мать Жилина, потрясенная тем, что случилось с ее сыном, приезжает к коменданту и договаривается об обмене. Но ее усилия оказались тщетными: сына Абдулы застрелили русские солдаты, когда тот пытался убежать.
Картина показывает, как и почему возникает ужасная бесконечность кровопролития. Одна кровь влечет за собой другую, одна смерть – следующую. На этом строится сюжет. Этим он движется, пока кто-нибудь не найдет в себе силы остановить, разорвать порочный круг. Абдул-Мурат находит в себе силы не мстить, не убивать. Видя, что его дочь Дина любит Жилина, старик сохраняет ему жизнь. Но финал фильма омрачается страшной картиной: русские бомбардировщики летят бомбить аул Абдулы.
«Кавказский пленник» Сергея Бодрова – это фильм не только о войне, но и о любви. Юные герои фильма – Жилин и Дина – это Ромео и Джульетта в условиях войны на Кавказе, разделившей уже не два рода, а два народа.
Лента имела большой успех на кинофестивале в Канне, где получила приз ФИБРЕССИ и приз зрительских симпатий. На фестивале «Кинотавро в Сочи фильм удостоен Гран-при, а Олег Меньшиков, исполнитель роли Александра, и Сергей Бодров-младший, исполнивший роль Жилина, получили приз за лучшую мужскую роль. Сняв в роли Жилина своего сына, Сергей Бодров-старший нашел прекрасного партнера для Олега Меньшикова, а картина стала для режиссера более значительной, личной.
Беззащитные глаза солдата Жилина, в которых мы не видим ни одной ноты фальши, интуитивно угаданная Сергеем Бодровым-младшим пластика компенсируют отсутствие в фильме философских глубин и эстетических порывов. В сильном актерском ансамбле блистает Олег Меньшиков, который принес в фильм ноту оптимизма и жизнерадостности. Благодаря мастерству оператора Павла Лебешева мы увидели Кавказ с его пейзажными красотами и местными обрядами.
При всей видимой простоте в фильме есть то, что соединяет его компоненты: это внутренняя естественность, соответствие психологическим и духовным реалиям нынешней России.
Рекомендуется к прочтению:
- Кавказский пленник
- Краткое содержание Кавказский пленник (Александр Сергеевич Пушкин)
- Анализ поэмы «Кавказский пленник» Александра Пушкина
- Рецензия на фильм Дона Сигела «Грязный Гарри»
- Рецензия на фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем»
- Рецензия на фильм Никиты Михалкова «Раба любви»
- Герой нашего времени характеристика Печорина.
Рецензия на фильм Сергея Бодрова «Кавказский пленник»