Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное (Анализ эпизода из романа Толстого «Война и мир»)
Первая глава третьей части второго тома описывает мирные события в жизни людей, но войны с Наполеоном 1805 и 1807 годов нашли свое отражение и здесь. Глава начинается сообщением о встрече «двух властелинов мира», как называли Наполеона и Александра, забыв о том, что в 1805 году Наполеона считали в России антихристом. Забыли о пролитой крови русских солдат, о всех потерях и несчастьях, которые принесла с собой война, несмотря на то, что она велась за границей России. Император Александр стал союзником Наполеона.
Но задачей Толстого
Князь Андрей после всех разочарований, постигших его: войны, ранения, смерти жены, — занимался только воспитанием своего сына и хозяйством. Благодаря его сильному и целеустремленному характеру, его, как пишет автор, «практической
Но при всем том князь Андрей был сосредоточен на самом себе и своей семье, он до сих пор ощущал чувство вины перед покойной женой и отказывался от общественной жизни.
Поездка по делам рязанских имений дает в полной мере представление о внутреннем состоянии князя Андрея. Толстой использует в этой главе прием, называемый литературоведами «диалектикой души». Автор описывает прекрасный весенний день, когда все живое радуется пробуждающейся жизни. Только князь Андрей не замечает окружающей его красоты, хотя «весело и бессмысленно смотрел по сторонам». Он обращает внимание на природу только тогда, когда его лакей Петр, не в силах сдержать свою радость, поворачивается к нему со словами: «Ваше сиятельство, легко как!» Всем легко в такой чудесный день, кроме князя Андрея, который не в состоянии любоваться красотой природы.
Как подтверждение мыслям князя, автор описывает старый дуб: «Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». Этот дуб соответствует внутреннему состоянию князя Андрея, для которого радость жизни осталась в прошлом, как он считал. Он сравнивает себя с этим дубом, который во всем видит только обман: «Весна, и любовь, и счастие! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман. Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья». Князь Андрей видит в этом дубе себя, свои утраченные надежды и мечты, свое разочарование: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!» Болконский размышляет о своей жизни и приходит к заключению, что «ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».
Толстой показывает нам своего героя в переломный для него момент, когда он, сам не зная этого, находится на пороге новой жизни. Князь Андрей, деятельный, энергичный, умный человек, не может оставаться бездеятельным, не может вечно быть разочарованным, он, как каждый человек, должен любить, страдать, надеяться — жить.
Рекомендуется к прочтению:
- Нравственные искания Андрея Болконского (по роману Льва Толстого «Война и мир»)
- Пути исканий князя Андрея Болконского в романе-эпопее Толстого «Война и мир»
- Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем (анализ эпизода романа Льва Толстого «Война и мир»)
- Смысл жизни в понимании главных героев романа Толстого"Война и мир" (на примере образов Андрея Болконского и Пьера Безухова)
- Отъезд князя Андрея на войну (Анализ романа Толстого «Война и мир»)
- Образ Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”
- Анализ сцены дуэли Онегина.
Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное (Анализ эпизода из романа Толстого «Война и мир»)