Пространство в романе “Мы” Евгения Замятина
Мир романа “Мы” Евгения Замятина, русского писателя, стоявшего у истоков сатирической антиутопии XX века, суров и сумрачен. Это мир “нумеров”, а не личностей, досконально во всем расчисленный огромный механизм Единого Государства с идеально притертыми “винтиками”. Расчислено действительно все. Не только рабочие часы — все стороны жизни “нумеров” охвачены Государством, посекундно расписаны в Часовой Скрижали. Даже искусство подчинено в этом истинно казарменном будущем узкопрактическим целям. “Просто смешно: всякий
Остается только поражаться горькой прозорливости писателя, уже тогда, в 1920-м, понявшего, как далеко может завести наше общество набиравшая повсюду силу казарменность, объявленная чуть ли не высшей формой коллективизма. “Красиво только разумное и полезное: машины, сапоги, формулы, пища и проч.” — и, оберегая свою машинную стерильность, Единое Государство отгораживается Зеленой Стеной от мира дикого и неупорядоченного — “неразумного, безобразного мира
Показательный диалог происходит между ними — диалог, в который стоит вслушаться повнимательнее: он многое открывает нам в позиции автора. — Это немыслимо! Это нелепо! Неужели тебе не ясно: то, что вы затеваете, — это революция? — Да, революция! Почему же это нелепо? — Нелепо — потому что революции не может быть. Потому что наша… наша революция была последней. И больше никаких революций не может быть. Это известно всякому… — А какую же ты хочешь последнюю революцию? Последней — нет, революции — бесконечны…” Поистине они били тогда не в бровь, а в глаз, эти “зашифрованные в фантастику” слова, звучавшие неслыханным кощунством для тех, кто был убежден, что октябрь 1917 года окончательно и бесповоротно определил судьбу России.
Финал романа трагичен. Восстание подавлено, в чем косвенно виноват и Д-503: его дневник, откровенные записи в нем, естественно, не ускользнули от недреманного ока Хранителей. Сам Д-503 подвергнут операции, в результате которой в его мозгу нейтрализован центр, ведающий фантазией. И вот уже возвращается к нему готовность испытывать сладостное ощущение “победы всех над одним, суммы — над единицей”… Но и неудавшееся восстание — факт, заставляющий читателя крепко усомниться в казарменной долговечности Единого Государства.
Рекомендуется к прочтению:
- Жанровое своеобразие романа Евгения Замятина «Мы»
- Проблема любви и долга в романе Евгения Замятина “Мы”
- Будущее человечества (по роману Евгения Замятина «Мы»)
- Социальный прогноз в романе Евгения Замятина "Мы"
- «Мы» Евгения Замятина – роман-антиутопия
- Мое открытие Евгения Замятина
- Темы сочинений по русскому языку 10 класс.
Пространство в романе “Мы” Евгения Замятина