Приключения, приключения, приключения..

(по роману Вальтера Скотта «Айвенго»)

Вальтер Скотт – это известный английский поэт, романист, родившийся в Шотландии.

Вальтер Скотт получил образование правоведа, но его увлечением является история родного края, легенды, традиции, старинные культурные памятники. В конце концов он приобретает славу выдающегося краеведа, историка. В. Скотт собрал и опубликовал сборник шотландских песен (1803). Как писатель, свой творческий путь начинает из поэм, посвященных истории Шотландии, но с 1814 года большей частью пишет прозу.

Наиболее

популярным является исторический роман «Айвенго», написанный в 1820 году. В. Скотт изображает Британию XII столетия — поры, когда в этой стране усилились противоречие между ее народами, в частности норманами и саксами. В то же время заострились внутренние межфеодальные конфликты, углубились противоречия между феодалами и крестьянами. Король Англии старается укрепить государство, создать централизованную монархию. Рядом с изображением исторического конфликта, Вальтер Скотт воссоздает бытовой фольклорный колорит, широко использует богатую языковую палитру того времени. Персонажей романа автор
умышленно изображает разными: здесь нет чисто положительных или абсолютно отрицательных типов.

Таким образом автор привлекает внимание к проблеме согласия между двумя народами, из которых должна родиться одна нации – английская.

В чем секрет популярности Вальтера Скотта, почему он интересен как читателю XIX столетия, так и нашему современнику? В большой мерой успех писателя – в глубоком понимании событий прошлого и в художественном совершенстве воспроизведения истории. Наиболее характерным с этой точки зрения есть роман «Айвенго».

Проблемы, которые поставил Вальтер Скотт в «Айвенго», не были далекими от современности автора. Феодальное дворянство не было окончательно сломано: в Англии буржуазия была лишена политической власти и вместе с народом вела борьбу за реформу существующей в стране выборной системы.

События, воспроизведенные в «Айвенго», происходят в конце XII столетие, когда Англией правил король Ричард Львиное Сердце. Конфликт произведения сводится к борьбе мятежной феодальной верхушки, которая была заинтересована в сохранении феодальной раздробленности страны, против королевской власти, которая воплощала собой идею централизованного государства. Автор показывает, что симпатии народа – на стороне короля. Ричард Львиное Сердце идет на штурм замка Фрон де Бефа рядом со стрельцами Робина Гуда. Этому эпизоду писатель придает символическое значение.

Вальтер Скотт мастерски воссоздает также национальный конфликт. К началу действия произведения прошло свыше ста лет со времени завоевания Англии норманами. Среди вольнолюбивых саксов жило стремление к национальной независимости. Вальтер Скотт придал этому конфликту большей остроты, показав прежде всего ненависть простого народа к норманским феодалам.

Большинству героев из народа присуще стремление к воле, готовность бороться за свое право быть независимым человеком. Таким есть свинопас Седрика Гурт, такими есть и стрелки Робина Гуда.

Историзм Вальтера Скотта оказался в умении открыть сокровенные пружины исторического процесса и рассказать о том, как обозначилось их действие на судьбах отдельных людей. Сам сюжет «Айвенго» построен на вражде между сторонником короля Ричарда рыцарем Айвенго и зловещим храмовником Брианом де Буагильбером. Но в событиях частной жизни Вальтер Скотт воссоздает конфликты исторического масштаба. Писатель также с большим мастерством изображает колорит эпохи: особенности быта, обычаев, костюмов, языка. Так перед читателем возникает Англия конца XII столетие в убедительных образах и картинах.

Король Ричард ведет борьбу с братом Джоном, который старается захватить власть, а также с норманскими баронами, которые хотели сохранить свою независимость от короля. Политический конфликт усложняется национальным противостоянием: коренное население – саксы не могут смириться с владычеством норманов в их стране. В романе также представлены низы общества – доведенные до разорения крестьяне превратились в розбойников, которые ведут борьбу с угнетателями.

В романе представлены образы как реальных исторических лиц (Ричард Львиное Сердце, принц Джон), так и выдуманных героев (рыцарь Айвенго, леди Ровенна, Ребекка, Седрик Ротервудський и прочие).

Очень яркий герой романа Король Ричард – настоящий рыцарь: смелый, мужественный, бесшабашный, честный. Выступает не только как защитник интересов баронов – норманов, а и коренного населения Англии – саксов, интересов простого народа Англии. Он умеет чудесно общаться как с высшим миром, так и с простым народом. Тем не менее, слава мужественного воина была для него дороже славы мудрого правителя.

В изображении В. Скотта норманнские бароны – напыщенные, наглые люди, для которых не существует ни законов, ни морали. Ярчайший из этих образов – рыцарь ордена храмовников Бриан де Буагильбер. Он очень честолюбивый. Для него и религия, и рыцарский орден, и люди – средства достижения личной цели.

Рыцарские турниры – интереснейшее и прекраснейшее зрелище того времени, которое захватывало всех: богачей, бедняков и дворян. В средневековой Англии верили в колдовство. Одну из героинь романа, Ребекку, обвинив в колдовстве, грозятся сжечь на костре. В романе В. Скотт дает детальные описания трапез, одежды того времени, рыцарских доспехов.

На страницах романа оживает история одного из европейских государств. Острый сюжет все время держит читателя в напряжении. В романе на первом плане такие вечные человеческие ценности, как честность, благородство, мужество, верность.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Приключения, приключения, приключения..