Появление Луки в ночлежке
(Анализ сцены первого акта пьесы М. Горького «На дне»)
Более 100 лет не сходят с отечественной сцены спектакли по пьесе М. Горького «На дне». Обошла она и крупнейшие театры мира. А интерес не слабеет! Чем же объясняется феноменальный успех пьесы, почему она и сегодня, спустя 100 лет после ее создания, продолжает волновать умы человечества? Видимо, потому что она устремлена к самым существенным для человека вопросам жизни. В центре её – не столько человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни. Ядром
Завязка пьесы «На дне» – появление Луки. Изображая вопиющие условия ночлежки Костылева, где голод, грязь, болезни, пьянство, озлобление стали обычными явлениями, Горький показывает, что в обитателях дна просыпается надежда, живет желание изменить жизнь к лучшему. Уже в самом начале
Лука вызывает к себе разное отношение со стороны ночлежников. Для Барона он «кикимора и шельма», для больной Анны – чуткий и отзывчивый человек: «Гляжу я на тебя… на отца ты похож моего… на батюшку… такой же ласковый… мягкий…» На что Лука резонно отвечает: «Мяли много, оттого и мягок…» В этих словах сразу предстает вся жизнь Луки: многое пришлось повидать ему, пережить тяжелых минут, прежде чем он стал жалеть людей и понимать их.
Второе действие пьесы заканчивается сценой избиения Василисой Наташи. Услышав крики, доносившиеся с кухни, Лука спрашивает, что там происходит: «Кто дерется там?.. Чего делят?»
Личность Луки, с ее сложностью и противоречиями, отображается в его речевой характеристике, речевом его портрете. Выходец из народной среды, он преимущественно использует просторечную лексику: «али», «дескать», «кажись», «ишь». Встречаются в его речи слова, используемые в крестьянской лексике: «не сумневайся», «осердился», «упреждаю», «окроме», «спокой» и др. Много слов в его речи с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «маленько», «хлебца», «хлебушка» – что отражает его отношение к окружающим. Бросается в глаза особая красочность речи Луки. Он использует много афоризмов: «Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…», «живут – все хуже, а хотят – все лучше…» и т.д.
С конца первого до развязки третьего действия находится Лука на сцене. Он выглядит вездесущим: успевает побеседовать почти с каждым, появляется там, где речь заходит о важных жизненных проблемах, без устали «утешает» страждущих. И хотя в ночлежке идет привычная жизнь: пьянствуют, играют в карты, ругаются, скрипит напильником Клещ, кашляет и стонет Анна, внешний план существования все более пронизывается нарастающим душевным волнением тех, кого Лука вдохновляет на новый путь.
Сам Горький считал Луку «отрицательным типом». Он писал: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» Вопросы, поставленные Горьким, тревожили многие поколения актеров, представляющих Луку на сцене. Один из лучших исполнителей этой роли, артист И. Москвин, во МХАТе в 1902 году создал образ такого Луки, который позволил театральным критикам признать его «выразителем высшей правды». Современный зритель найдет какие-то новые интерпретации известного горьковского героя и сможет с позиции человека XXI века определить, насколько верно воплощен этот образ на сцене.
Рекомендуется к прочтению:
- «Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может»
- Рассказ Луки про «праведную землю»
- Образ Луки в пьесе Максима Горького «На дне»
- Жизнь ночлежников до появления Луки
- Анализ финала третьего действия пьесы Горького «На дне»
- Гуманистический пафос пьесы Горького «На дне»
- Платонов Котлован анализ эпизода.
Появление Луки в ночлежке