Политические идеалы молодого Пушкина (на материале поэзии 1020-х гг.)
Политическое мировоззрение А.С. Пушкина сложилось уже в юношеский период. Отечественная война 1812 года во многом способствовала зарождению в юношестве чувств гражданина. Возникает высокое понятие Отечества, за свободу которого лучшие люди отдавали свои жизни.
А потом в его жизни был Царскосельский лицей. Преподаватели стремились развить в своих питомцах чувство гражданской чести, служения Отечеству и народу. В Лицее из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Оттуда вынес он свой ясный взгляд на мир и людей, понимание того, что
Главный порок, который увидел молодой поэт, — это ничем не ограниченная власть монарха, самодержавие.
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу, —
восклицает молодой, горячий поэт в оде с символическим названием “Вольность”. В этом произведении можно видеть идеи просветителей XVIII века. Самодержавие должно быть ограничено законом, тогда не будет произвола власть имущих, “барства дикого”, “покорствующих бичам” рабов. Поэтому так
Владыки! Вам венец и трон
Дает Закон, — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.
Рабство противоестественно. Оно тянет назад, мешает жить, развиваться обществу. Рабство — это позор! Человек рожден свободным, и никто не имеет права посягать на его духовную независимость.
Россия – великая страна, и народ ее должен быть свободен и велик. Но о каком величии можно говорить, когда “младые сыновья” растут для того, чтобы пополнить “дворовые толпы измученных рабов”, чтобы до гроба влачить “тягостный ярем”. Именно об этом идет речь в стихотворении “Деревня”:
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам,
Неумолимого Владельца.
Кто же он, “неумолимый Владелец”, “присвоивший насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца”? Монарх, ставший выше закона, выше духовной правды. Личность для власти не имеет значения. Деспотизм и тирания губят все, и поэт предупреждает:
Свободный Рим возрос,
А рабством погублен.
Пушкин никогда не выступал против “короны”, он всегда считал, что страной должен править просвещенный, мудрый монарх. Именно такой монарх должен отменить рабство, и тогда сам народ будет его защитником, хранителем трона и империи:
Склонитесь первые главой
Под сень надежную закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
На этих идеях воспитывались будущие декабристы, многие из которых были близкими друзьями Пушкина, его товарищами по Лицею. Поэтому идеи декабристов были близки и Пушкину. Недаром после Восстания на Сенатской площади при обыске у многих из них были найдены рукописные копии вольнолюбивых стихов прославленного поэта.
Многие стихи поэта этого периода воспринимались современниками как призыв к действию, как лозунг. Например, хрестоматийное стихотворение, посвященное другу Пушкина Чаадаеву:
Товарищ, верь, взойдет она,
Звезда пленительного счастья.
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
После восстания 1825 года поэт не отрекся от своих принципов. Его взгляды становятся более жесткими и критичными. В 1827 году он написал стихотворение “Орион”, которое явилось аллегорическим рассказом о событиях на Сенатской площади и которым он ясно дал понять, что принципы его не изменились:
Я гимны прежние пою,
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
Образцом политической лирики Пушкина явилось и стихотворение “Анчар”. Это стихотворение – аллегория. Образ анчара – древа яда – Пушкин использовал для обличения политики Николая I:
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет – лишь вихрь черный
На древо смерти набежит
И мчится прочь, уже тлетворный.
Вольнолюбивая лирика Пушкина олицетворяет мечты лучших людей того времени о свободной, просвещённой, вольной России. Мечты, выпестованные ещё юными лицеистами, ставшими впоследствии декабристами, верившими, что
“…взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна”!
Рекомендуется к прочтению:
- Политические идеалы молодого Пушкина
- Идеалы юности в поэзии Пушкина 10—20-х годов
- Дружба в жизни человека (на литературном материале — лирике Александра Пушкина)
- Роль поэта и поэзии в обществе на примере Александра Пушкина
- Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина
- Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина
- Природа учит нас понимать прекрасное.
Политические идеалы молодого Пушкина (на материале поэзии 1020-х гг.)