Поэма Ахматовой "Реквием", как и другие поэмы поэтессы, написана в эпико-лирическом жанре. Но жанр поэмы отличается не только от стандартных эпико-лирических произведений, но и от остальных поэм Ахматовой.
Лирика произведения начинается уже с названия: реквием — это католическое траурное музыкальное произведение, исполняемое во время христианских обрядов, связанных с упокоением католика: отпевание, погребение, поминовение. Тема поэмы — личные переживания Анны Ахматовой во время тюремных заключений ее сына, когда она дни напролет полтора года подряд простаивала в тюремных очередях Ленинграда, пытаясь узнать что-нибудь о его судьбе. В каждой строчке слышен жалобный плач немолодой по тому, что пришлось пережить, но еще молодой годами женщины, которая похоронила мужа, у которой забрали ее единственного сына, которая, по ее словам, "…давно предчувствовала этот светлый день и опустелый дом".
Но то, что пережила Ахматова за эти 17 месяцев, к сожалению, пришлось пройти не ей одной. Тысячи, десятки тысяч женщин стояли в таких очередях, чтобы узнать, что ждет их мужей, сыновей, братьев, отцов. Произведение — это уже не плач о личном горе одной семьи, это — демонстрация грандиозного масштаба народной трагедии репрессий тридцатых-сороковых годов прошлого века. Это важнейший исторический период, который в дальнейшем существенно повлиял не только на политический ход событий, но и на менталитет русского народа, и на жизнь каждой семьи в отдельности. Эпос как часть жанровой характеристики "Реквиема" заложен не столько в тексте, сколько в идее текста,
Между началом написания поэмы и датой ее публикации прошло более 15 лет — этим обусловлено сильное различие размеров стихов, а также некоторая отрывистость изложения мыслей. В то же время эти особенности, как и разное количество стоп в созвучных строках, являются художественными средствами, побуждающими читателя смотреть на те трагические события с разных точек зрения и острее ощутить причастность к ней абсолютно каждого русского человека.
В части "Эпилог" Ахматова говорит не о том, что хотела бы забыть весь ужас пережитого ею горя — напротив, она боится, что будут когда-либо забыты "громыхание черных марусь" и как "выла старуха, как раненый зверь". Последнее же четверостишие поэмы — самое светлое. Образ курлычущего голубя выражает надежду автора и зажигает огонек надежды в сердце читателя на светлое будущее народа в целом и каждого его представителя в отдельности.
Главные герои рассказа Ревизор.
Ахматова Анна