Онегин и Печорин как герои своего времени

В романах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» воссоздана драматическая судьба представителей передовой дворянской интеллигенции. Духовный и нравственный облик современников Пушкина и Лермонтова представлен в образах Онегина и Печорина. Оба героя являются социально-историческими, реалистическими типами, обусловленными определенной общественной средой. Роман «Евгений Онегин» был начат в годы подъема декабристского движения, а завершен уже после разгрома декабристов, в обстановке николаевского

режима. В образе Печорина получили свое отражение коренные особенности последекабристской эпохи. Разные исторические периоды, с которыми связаны и время написания, и время действия романов, обусловили основные различия в характерах, взглядах, поведении, отношении к людям Онегина и Печорина, а также различия в приемах создания образов этих героев. В «Евгении Онегине» нашли свое воплощение заветные думы и чувства Пушкина, размышления над современной ему жизнью, его нравственный идеал.

В «Герое нашего времени» же, по словам Белинского, «лежит современный вопрос о внутреннем человеке», то есть писатель

отразил в романе повышенный интерес к внутреннему миру своего героя.

Онегин в романе является человеком, «которого убили воспитание и светская жизнь, которому все приелось». Но Печорин не такой: он не равнодушно переносит свои страдания, «бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду» (В. Белинский).

Если в романе «Евгений Онегин» Пушкин показывает главного героя как представителя определенной общественной среды конца 10 — начала 20-х годов через общение с высшим обществом, то в «Герое нашего времени» Лермонтов раскрывает образ главного героя через других героев, то есть вся система персонажей романа построена так, чтобы показать Печорина с разных точек зрения. Совершенно различны и композиции романов. «Евгений Онегин» представляет собой целостную систему, а «Герой нашего времени» состоит из отдельных повестей. В «Евгении Онегине» мы можем наблюдать череду событий и целый ряд причин, которые привели Онегина к такому состоянию его души, а в «Герое нашего времени» внимание сосредоточено не на этом процессе, а на конечном итоге развития человеческой личности.

Рассмотрим, почему главные герои обоих романов являются «героями своего времени». Воспитание Онегин получил такое же, какое получали все дети из высшего сословия в то время:

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил.

Это и определило его дальнейшую судьбу, он уже не смог бы стать другим человеком. Онегин вырос в типичных условиях жизни столичной дворянской молодежи, ему свойственны светские предрассудки. Его обычный день такой же, как у остальной светской молодежи. Он живет «без цели, без трудов». В самом начале своей жизни Онегин живет, все делает только для света: читает, чтобы не показаться необразованным в глазах светских людей, беспрекословно подчиняется моде, чтобы не вызвать осуждение света («Острижен по последней моде, как dandy лондонский одет»). Но все это приводит его лишь к трагедии — он убивает своего друга. Он не посчитался со своим сердцем, которое совсем не хотело смерти Ленского, а жил только по законам света. И если бы Онегин отказался от дуэли, свет посчитал бы его трусом и отвернулся бы от него, а этого он боялся больше всего. Мы видим, что покалечил душу и жизнь Онегина его век. Пушкинский герой — это порождение общества того времени. И вскоре, как и должно было случиться, Онегин разочаровывается во всем, его мучает пустота жизни. В настроениях своего героя поэт отражает кризис старых идеалов жизни, восходящих к XVII веку.

В европейской и русской философской мысли первой половины XIX века существовала идея, по которой человек родится готовым и совершенным от природы, а общество лишь его портит. Белинский выступал против этой идеи, он говорил, что человек творится не природой, а «в историческом развитии общества или даже целого человечества». Это можно отнести как к Онегину, так и к Печорину. Печорин воплощает в себе такие человеческие качества, как развитое сознание и самосознание (поэтому он в большей степени, чем Онегин, мыслитель и идеолог). Его отличает глубина и полнота чувств, восприятие себя не только как представителя данного общества, но и всей истории человечества, духовно-нравственная свобода, стремление к самоутверждению. Но нравы общества не могли не отразиться на характере Печорина. Поступки его мелки, все действия пусты и бесплодны, несмотря на то что он живет сложной внутренней жизнью. Белинский писал: «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля». Печорин постоянно задает себе вопросы о смысле жизни, все время ищет ответ, но не находит его. Он болезненно воспринимает все, что происходит вокруг него, ставит постоянно эксперименты над собой и окружающими, пытаясь понять, изменит ли его вмешательство в судьбы других людей их жизнь, но не удовлетворяет свое желание узнать это. Печорин постоянно анализирует свои поступки, чувства, мысли.

Печорин и Онегин во многом отличаются друг от друга, но, как писал Белинский, «в дорогах разница, а результат один: оба романа… без конца», то есть мы не знаем, нашел ли Печорин ответы на мучившие его вопросы, обрел ли Онегин смысл жизни и желание жить. Лермонтов и Пушкин, грустя о поколении своего времени, четко выразили все достоинства и недостатки его типичных представителей и воплотили их в своих героях.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Онегин и Печорин как герои своего времени