Образы двух столиц в русской литературе
Оба города самобытны и не похожи один на другой. Москва – всегда кипящая, жизнелюбивая, деятельная; Петербург – сумрачный, гордый, хранящий традиции.
Каждый писатель видел эти города через призму своего восприятия. Нельзя не вспомнить об А. С. Пушкине, который жил в обеих столицах (бывшей и настоящей), хорошо знал их и посвятил им немало строк. Он восхищается горделивой, не сдавшейся Наполеону Москвой. Она предстает в его произведениях такой же. какой мы видим ее сегодня, – белокаменной, златоглавой, сияющей. «Москва…
Но Пушкин, при всем его восхищении Москвой, не питает иллюзий относительно ее жителей. В «Евгении Онегине» он говорит о пустоте, бессвязности и бессмысленности светских бесед. О том, как томилась Татьяна среди этой скуки и равнодушия, как немила ей была Москва. Об этом же говорит и А. С. Грибоедов в «Горе от ума». Всюду царят праздность и показная роскошь. Никто не испытывает ни к чему сколько-нибудь живого интереса. Исключение составляют сплетни, которыми всегда богаты московские гостиные. Всякий здравомыслящий человек
Не таков Петербург. Пушкин мало уделяет внимания светскому обществу, больше – городу, его духу. И Петербург предстает перед глазами как живой, когда читаешь строки:
Люблю тебя, Петра творенье.
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит…
Такие стихи мог написать лишь человек, истинно любящий Петербург. Для Пушкина этот город – воплощение Петровского духа.
Но Петербург может предстать совсем в другом свете. Немало сказано в литературной критике о «Петербурге Достоевского». Гоголь, Некрасов говорили о городе отнюдь не жизнерадостно, однако никто ни до, ни после Достоевского не описал Петербург столь мрачным и жутким. У Достоевского это город темных подворотен, дворов-«колодцев», закоулков, трактиров, убогих квартир, вопиющей нищеты, грязной реки (о «державном теченьи» и речи нет). И город одиночества. Обстановка,
конечно, связана с внутренним миром героев. Никаким другим и не может быть Петербург Раскольникова и князя Мышкииа. Очень много писал о Петербурге Гоголь. У него существует целый цикл «Петербургские повести». Первая из повестей, «Невский проспект», окунает в атмосферу веселья, шума и суеты, царящих на главной улице «культурной столицы». О Невском рассказано с такой любовью, что кажется, будто эти слова принадлежат коренному петербуржцу а не выходцу из украинской провинции. С той же тщательностью пишет Гоголь о других улицах. Они предстают в его изложении чистыми, светлыми, людными.
Но великолепие Петербурга отходит у Гоголя на второй план, поскольку пишет он вовсе не путеводитель по городу, но сатирические произведения. Равнодушие, бюрократия, обезличивание человека – вот что волнует писателя в первую очередь. Поэтому образ столицы раздваивается.
Если Петербург предстает в русской литературе в столь разных ипостасях, то и Москва вызывает не менее противоречивые чувства у писателей и поэтов. А. П. Чехов посвятил ей целый цикл рассказов «Среди милых москвичей». Название говорит само за себя, хотя рассказы (как всегда у Чехова) высмеивают людей и ситуации. Москвичи предстают не такими уж милыми. Чехов тем не менее очень любил Москву. Он писал о театрах, о цирке, о ресторанах, словом, обо всех общественных местах, где всегда большое скопление народа и зоркий глаз писателя может подметить немало интересного. Чехов замечает и нищенство, и лицемерие, и ханжество. Он ироничен, но очень мягок, как воистину интеллигентный человек. Чеховская Москва восхищает и затягивает.
Нельзя не вспомнить и «Москву кабацкую», воспетую Сергеем Есениным. Здесь кипит ночная жизнь, всё в дыму, все в пьяном угаре. И нет ничего общего ни с пушкинской, ни с чеховской Москвой. В этой Москве царят разгул, пьянство, нет ничего святого. Поэту хочется вырваться из душной атмосферы кабаков, увидеть хоть кусочек чистого неба, вдохнуть свежего воздуха. Но выхода нет, и эта безысходность, угнетенность действуют и на читателя. Как далека эта Москва от пушкинской!
Можно перечислить еще очень многих писателей, которые восторгались обеими столицами или ужасались, но, главное, – писали о них.
Рекомендуется к прочтению:
- Женские образы и судьбы в русской классической литературе
- Тема города в русской литературе (по произведениям Михаила Булгакова)
- Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе
- Художественные стили в русской литературе
- «Петербург — это сон» (по страницам произведений русской классики)
- «Вечные образы» в мировой литературе
- Образ стихии в поэме Медный всадник.
Образы двух столиц в русской литературе