Несколько слов о Бунине-поэте

Творчество И. А. Бунина было высоко оценено современниками и до сегодняшних дней продолжает волновать души новых почитателей его таланта. Бунин известен прежде всего как прозаик. И до сих пор бытует мнение, что как поэт он не достиг вершин «серебряного века». Но вместе с тем ему по праву принадлежит и «одно из главных мест среди современной русской поэзии», — как сказал Блок после выхода в 1901 году сборника «Листопад».

Стихи первых поэтических книг Бунина — о Родине, о красоте ее радостной и печальной природы, о зорях лета и пронзительно-грустных

закатах осени. В них уже проявилась характерная особенность его поэтического стиля — типично художническое восприятие мира, природы, человека.

Родина

Они глумятся над тобою,

Они, а родина, корят

Тебя твоею простотою,

Убогим видом черных хат…

Так сын, спокойный и нахальный,

Стыдится матери своей —

Усталой робкой и печальной

Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья

На ту, что сотни верст брела

И для него, ко дню свиданья,

Последний грошик берегла.

На Бунина-поэта сильное влияние оказала поэзия А. Фета, А. К, Толстого, Я. Полонского, но прежде

всего… А. С. Пушкина. А самым длительным и глубоким было воздействие философской лирики Ф. Тютчева, воспринятой, однако, сквозь призму пушкинской традиции: тютчевский мотив дисгармонии любви и смерти снимался стремлением осознать общую гармонию мира, мотив бренности бытия — утверждением вечности природы, в которой Бунин всегда видел источник гармонии и красоты:

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

В 1910-1911гг. основное место в поэзии Бунина заняла философская лирика. Вглядываясь в прошлое и настоящее России, древние цивилизации Востока, он хотел уловить некие вечные законы развития наций, народов, человечества. Основа бунинской философии жизни — в признании временного, земного бытия лишь частью вечной космической истории, в которой растворена жизнь человека и человечества.

Молчат гробницы, мумии и кости, —

Лишь слову жизнь дана.

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь,

Бунину — прозаику и поэту — было присуще чувство глубочайшего уважения к слову, к долгу художника-творца, «подвижника» слова. Словесное мастерство его с особенной силой проявилось в пейзажных картинах, в которых он оригинально продолжает традиции пейзажной лирики Ф. Тютчева:

Багряная печальная луна

Висит вдали, но степь еще темна.

Луна во тьму свой теплый отблеск сеет,

И над болотом красный сумрак реет.

Уж поздно — и какая тишина!

Особый период в творчестве Бунина — годы эмиграции. Бунин трагически переживает разрыв с Родиной. Поэзия этих лет проникнута настроением одиночества человека, оказавшегося в «чужом, наемном доме», вдали от земли, которую любил «до боли сердечной»:

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо…

Как бьется сердце горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом

С своей уж ветхою котомкой!

Среди всех войн, революций Бунин оставался Буниным, однозначно, но верно понимая, что происходит с Родиной.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Несколько слов о Бунине-поэте