Мой Михаил Булгаков («Люди как люди»)

Для меня М. А. Булгаков является одной из величайших загадок человеческого гения. Все без исключения его творения выделяются из огромной массы произведений XX века. Они слишком непохожи на других, оригинальны и неожиданны, чтобы быть неузнанными. Спектр проблем, поднимаемых писателем в произведениях, необычайно широк и разнообразен. Чувствуется, что он любит человека, искренне интересуется всеми проявлениями человеческой натуры, порой нелицеприятными. В булгаковских произведениях есть любовь и ненависть, жадность и бескорыстие,

Бог и дьявол. Произведением, ставшим вершиной его художественного гения, явился роман «Мастер и Маргарита». За него Булгаков боролся до конца жизни. Роман вобрал в себя все философские, нравственные и социальные проблемы, интересующие писателя, стал глобальным историческим трудом, затребовавшим долгой и кропотливой архивной работы.

Однако для меня это произведение интересно не столько как великолепный исторический труд и щемящая любовная драма, сколько как блистательное сатирическое произведение, раскрывшее один из интересных периодов в истории нашей страны, не похожий ни на один известный ранее

и имеющий свой ни на что не похожий стиль жизни, – период нэпа.

Булгаков неподражаем как сатирик. Невозможно без улыбки читать портретное описание героев, с которыми связана сатирическая линия романа. А чего стоит сценка погромов в Торгсине и Грибоедове, устроенных неразлучной парочкой Коровьевым и Бегемотом. Эти сцены необычайно красочны и живы, Булгаков язвительно насмехается над существующим порядком, когда важным становится не человек, а его документы.

Коровьев на требование предъявить его писательское удостоверение изрекает: «Чтобы убедиться в том, что Достоевский – писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение?» А в сцене в Торгсине он произносит душещипательную тираду о защите прав «бедного человека, горемыки» и призывает бить иностранцев, произнося «глупейшую, бестактную и, вероятно, политически вредную вещь». И, как это ни странно, он находит сторонников среди посетителей гастронома: тщедушный старичок бросает кулечек с миндальными пирожными и бьет иностранца по голове.

Булгаков словами Воланда говорит: «Люди как люди… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди». И действительно, на протяжении романа эти самые жестокие, глупые и пошлые люди проявляют признаки человеческого сочувствия и доброты: публика просит Воланда вернуть голову Бенгальскому, молящему о помощи; милосердная фельдшерица Прасковья Федоровна заботится о каждом больном клиники доктора Стравинского. Воланд прощает людям многие слабости потому, что они – люди – были такими испокон веков. Во все времена главными людскими пороками были жадность и трусость. С древности за деньги покупалось все: любовь, дружба, честь и совесть. Иуда продал Христа за тридцать сребреников. Превыше денег ценилась лишь власть; боязнь потерять власть заставила Понтия Пилата отречься от Иешуа, ставшего ему близким человеком. Да и в современном автору мире деньги являются главной движущей силой. Взяточничество процветает повсеместно. Ради денег люди в цирке готовы были прыгать с бельэтажа на сцену, драться, давить женщин и детей, идти куда угодно, хоть к дьяволу в гости (буфетчик варьете Андрей Фомич Соков добрался до самого Воланда, желая получить деньги). Ради спрятанных дома богатств валютчики из сна Никанора Ивановича готовы неделями сидеть на полу в театральном зале, есть суп и слушать монологи из «Скупого рыцаря». Воланд прощает их, он говорит: «Любят деньги, но ведь это всегда было… квартирный вопрос только испортил их…» А уж ради решения жилищной проблемы современные люди идут на все: Алоизий Могарыч доносит на своего соседа Мастера; киевский дядя Берлиоза Максимилиан Андреевич Поплавский не скорбит о племяннике, его мысли заняты лишь освободившейся жилплощадью; многочисленные просители дают взятки председателю жилтоварищества; и наконец, Воланд рассказывает Маргарите историю об одном очень изобретательном «квартирном проныре», который в рекордно короткий срок обменял трехкомнатную квартиру на шесть комнат в разных концах Москвы.

Несмотря на все людские пороки, Булгаков не считает себя вправе осуждать их. Ведь наряду с ложью и предательством среди людей существует чистая любовь, теплота и бескорыстная дружба. И пока существуют эти прекрасные вечные чувства, у человечества есть шанс исправиться и стать лучше. Писатель награждает Мастера и Маргариту за стойкость их любви, он дарует им покой.

Долгое время произведения великого писателя, драматурга и сатирика XX века М. А, Булгакова находились под запретом. Его судьба продолжила собой бесконечную цепь судеб талантливых, неординарных личностей, к которым признание приходит лишь после смерти. Гонимый, обездоленный, Мастер проходит путь своего создателя: его бесценная рукопись попадает в руки пошлых и ограниченных людей, его практически уничтожают. Булгаков оказался сильнее своего героя, он не отрекся от своего детища и до конца жизни боролся за него. Для меня М, А. Булгаков всегда был и останется Мастером с большой буквы.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Мой Михаил Булгаков («Люди как люди»)