Мое любимое стихотворение Высоцкого (На примере стихотворения «Кони привередливые»)

Владимир Высоцкий – на редкость удивительный поэт, чье имя уже много лет живет в сердцах и памяти русских людей.

Время Высоцкого не прошло. Сегодня мы не только слушаем Высоцкого – мы его читаем и видим тот путь, который был им пройден. Видим то место, которое он занял в литературе. Феномен Высоцкого – одно из самых ярких и оригинальных явлений в культурной жизни России XX столетия. Прошло уже более двадцати лет, как Высоцкого нет с нами, а голос его по-прежнему звучит с такой же силой и предельной искренностью, заставляя тревожно

биться сердце.

Одним из моих любимых стихотворений является «Кони привередливые», которое по праву можно считать одной из вершин поэтического мастерства Высоцкого. Основная тема и пафос стихотворения перекликаются с пафосом мужества и даже гибельного восторга человека, несущегося к неизбежному, последнему приюту. Стремительность и неотвратимость конца создают трагический фон этого произведения. И хотя герою понятна неизбежность гибели, он хочет замедлить бег, вопреки собственному подхлестыванию коней. Ему хочется хоть на миг замедлить их движение, чтобы успеть пропеть свой куплет до гибели в пропасти.

Мужество и энергия этого лирического героя – это мужество реального человека, который не лишен колебаний и страха смерти:

Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!..

Вы тугую не слушайте плеть!

Но что-то кони мне попались привередливые –

И дожить не успел, мне допеть не успеть.

Герой испытывает гибельный восторг стремительного бега на краю пропасти, но хочет жить, и если нельзя жить, то хотя бы допеть, так как ему нужно выполнить свое предназначение, цель своей жизни. Тема гибельного восторга имеет свою традицию. Вспомним пушкинское стихотворение:

Есть упоение в бою

У мрачной бездны на краю…

Все, все, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья.

Суть этого гибельного восторга у Высоцкого в полноте и напряженности силы жизни, стремительности ее бега, которые раскрываются у человека в бою и у бездны на краю.

В стихотворении перед нами возникает образ коней привередливых. Кони здесь явно символические. Их можно погонять нагайкой, но трудно их придержать и остановить, а еще труднее управлять их бегом на краю пропасти. Поэтому герой умоляет их «вскачь не лететь!»:

Я коней напою,

я куплет допою –

Хоть мгновенье еще постою

на краю…

Корни символических коней Высоцкого уходят далеко в традиции русской литературы, поэзии, фольклора, мифологии. Вспомним хотя бы гоголевскую «Птицу-тройку», которую Гоголь сопоставил со всей Россией, ее быстрым движением в XIX веке: «Не так ли и ты, Русь, словно бойкая, необгонимая тройка несешься?»

Символичен и образ края пропасти. Символичны, в сущности, все предметные детали стихотворения – пропасть, погоня, ветер, туман, пение ангелов, пушинка, колокольчик и т. д.

Все стихотворение – это поток звучания, в котором сливаются чисто разговорные, со скрытым монологом и диалогом (пропадаю, пропадаю) и типично песенные обороты (по-над пропастью, по самому по краю) и т. д.

Интересна композиция этого стихотворения. Оно состоит из трех частей: по десяти строк в каждой строфе, разных по смыслу и звуковой организации. Сначала – четверостишие – куплет, где автор описывает свой «бег на конях» и самого себя с нарастающим напряжением. Куплет написан довольно редким в нашей поэзии размером – восьмистопным хореем – с перекрестной, ню однотипной женской рифмовкой. В ходе рассказа только первые строфы каждой части существенно меняются по смыслу, с наращением движения основного смысла всего стихотворения. А третьи строфы повторяются как песенный припев.

Такова сложность и простота этого стихотворения, одного из самых важных для понимания содержания и формы всей лирики Высоцкого.

Стихотворение Высоцкого «Кони привередливые» заставляет задуматься над сложными проблемами человеческого бытия. Многое можно не успеть, не допеть, не реализовать в себе, если не сумеешь распорядиться отпущенным тебе временем. «Кони» олицетворяют собой жизнь, они могут плестись медленно, и тогда долгая жизнь человека, небогатая событиями, взлетами и падениями, творческой созидательной деятельностью, завершается биологически, не оставляя следа в душах и сердцах людей, но могут быть и «кони привередливые», которые превращают жизнь человека в одно яркое мгновением и уносят его в небытие, но оставляют на земле память о человеке, о его горящем сердце. Можно сказать, что «Кони привередливые» – трагически-философское, одно из самых сокровенных стихотворений Высоцкого, посвященных вечным проблемам бытия.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 votes, average: 4.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Мое любимое стихотворение Высоцкого (На примере стихотворения «Кони привередливые»)