Мини-повествование в болдинской прозе А.С. Пушкина
«Повести Белкина» – маленькие шедевр, первые законченные творения в прозе тридцатилетнего поэта. Демонстрируют завидный лад и стройность. Изнутри им присущий, и это при удивительном разнообразии их тематики, проблематики и стилистики, и при упорядоченности, сгармонизированности их поэтики – потрясающий разнобой мнений и суждений о природе и значимости этих произведений.
Спектр подобных суждений необычайно велик. И велик разнобой определений при выделении доминирующих признаков поэтики и стиля этих повестей. И каждое из них предлагает
Отметим особо свойственное Пушкину наличие в его текстах образований, подобных пословицам, поговоркам, афоризмам, крылатым словам, пересказам, сентенциям. Настораживает их странно завышенное по частотности употребление в «Повестях Белкина». Приведем только некоторые фольклорные, литературные и собственно Пушкинские речения, вроде «Бедность не порок», «Жить не с богатством, а с человеком». Ненароком Пушкин подчеркивает в тексте «Метели» с непринужденной улыбкой, в духе автокомментария, однако относящееся к сути дела: «Нравственные поговорки бывают удивительно полезны в тех случаях, когда мы от себя мало что можем выдумать себе в оправдание».
К этой тенденции может быть отнесено не менее интенсивное использование литературных реминисценций и аллюзий русской и мировой культуры и литературы. Они входят в контекст целого как новый Пушкинский текст, все они образуют содержательно- смысловые поля, графически четко прочерченные повествовательной сюжетологией. Удвоенный текст.
Задержим также взгляд на изобилии предметной эмблематики и символики деталей, признаков времени, эпохального в мимолетностях, модного и неприходящего, возникающего вдруг, но не случайно, если воспользоваться химической терминологией, подобные «мелочи» присутствуют словно в «перенасыщенном растворе» для мгновенной в нем кристаллизации. Содержательные «лапидарности», приметы времени и нравов: вывеска лавки похоронных принадлежностей с Амуром и опрокинутым факелом; черное кольцо с мертвой головой. Содержательный намек: красная шапка Сильвио с золотой кистью – не очень подходящий гусарскому офицеру реквизит, и до сих пор недостаточно проясненная подробность, может быть, отсылка на секретную службу ее владельца.
Назовем, еще спелые вишни, съедаемые оскорбителем Сильвио с поразительным равнодушием под пистолетом противника, или картину оголенного пустынного кладбища под сенью крестов в «Смотрителе». Это такие моменты, на которые может быть указано, но не рассказано, и во многом на них опереться художественный мир Белкинского цикла. Перед нами ударное повествование, когда слово в рассказе – больше чем рассказ, когда один штрих, меткая деталь отменяет целую картину природы и подробное событийное изложение.
Разрозненные эти и многие другие наблюдения исследователей оставались не приведенными в систему и даже не предполагались как определенная совокупность общности. Забегая вперед, скажем, что приведенные особенности, обладая полифункциональными и содержательными, и формальными установками целого, вместе с тем являются универсальными средствами содержательной кристаллизации и пространственной минимализации текста произведения.
Слова и «миниатюрности» и «миниатюре» применительно к пушкинской манере письма могут встретиться исключительно редко, буквально в тех-четырех случаях, притом в метафорически приблизительном значении, хотя определенные характеристики творчества Пушкина, его поэтики и стиля ждут именно в этом направлении достаточно строго терминологического обоснования.
Рекомендуется к прочтению:
- «История пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе Пушкина «Капитанская дочка»
- Основная идея повести Александра Пушкина «Выстрел»
- Характеристика главных героев повести Александра Пушкина «Выстрел»
- Мини сочинения-размышления для средних классов
- Мини-сочинение о маме
- Образ рассказчика в повести Александра Пушкина «Выстрел»
- Кто виноват в гибели Вишневого сада.
Мини-повествование в болдинской прозе А.С. Пушкина