Краткое содержание Мифы Древней Греции

Важнейшим элементом греческой культуры явились мифы, т. е. сказания, предания, легенды, восходящие к глубокой древности. Они составляют богатейшую сокровищницу образов и сюжетов. В мифах отразилась потребность человека в творчестве, в познании окружающего мира и самого себя. Мифы создавались на очень ранней стадии развития греческого общества, в самых разных регионах континентальной Греции, в Аттике, Беотии, Фессалии, Македонии и других областях, на островах Эгейского моря, на Крите, на побережье Малой Азии. В этих регионах складывались свои

местные циклы мифов. Позднее они слились в единую общегреческую систему, в которой проявились художественный талант и религиозное миросозерцание древних эллинов.

Рождение и смерть, смена времен года, морские приливы и отливы, грозы и дожди, перепады погоды, цветение и увядание растений, появление на них плодов — эти и многие другие явления окружающего мира приписывались действию неких фантастических, божественных сил. Эти явления представали зачастую в виде конкретных, зримых образов, персонифицировались, т. е. отождествлялись с живыми существами. Если человек не мог объяснить природное явление, тем более

его преодолеть, как, например, засуху или эпидемию, он приписывал его действию каких-то фантастических сил.

Кажется, что сама греческая природа предопределила ту особую многокрасочность, которая пронизывает мифологию: долины и горные хребты, искрящееся голубое море со множеством островов, уютные бухты, слепящее южное солнце, вечнозеленая растительность, теплый климат. Земля была населена сказочными существами: в горах таились горные нимфы — ореады, в лесах — дриады, в реках — наяды. Но мифы являли собой не только смелый полет людской фантазии. В них нередко отражены народная мудрость, наблюдения над окружающей жизнью, проникновение в природу человека. Поэтому греческая мифология по праву стала частью общечеловеческой культуры. Вот почему ситуации и герои мифов вошли в нашу повседневную речь в выражениях и словосочетаниях, ставших крылатыми.

Мы употребляем выражение «сизифов труд», имея в виду тяжкую, лишенную смысла работу. Происхождение этого понятия таково. Согласно мифу, Сизиф, царь и основатель Коринфа, а по другой версии, отец Одиссея, славился завидным хитроумием и за свои мошенничества, терпел наказание в преисподней. Он должен был вкатывать на гору тяжелый камень, который, достигнув вершины, срывался вниз, после чего все повторялось сначала. Мы говорим о «титанических» усилиях, «гигантских» размерах. В мифах титаны и гиганты — огромные великаны, которые сражались с самими богами.

Мифы тесно связаны с народными культурами и верованиями. Они нередко вбирали в себя народный здравый смысл. Так, у древних эллинов был обычай жертвоприношения богам; при этом пропадало немало хорошего мяса. Тогда титан Прометей нашел способ помочь людям. Заколов жертвенного быка, он разделал его так, что образовались две неравные кучи: в одной находились кости и требуха, а другой — куски съедобного мяса. Обе кучи Прометей накрыл шкурами и предложил верховному богу Зевсу выбрать одну из них. Зевс польстился на кучу большего размера. Этот случай, воспроизведенный в мифе, закрепил правило: после ритуала жертвоприношения греки стали оставлять богам несъедобные части, а себе то, что могло пойти в пищу. В греческой мифологии действуют разнообразные существа: демоны, сатиры, необузданные и резвые; полулюди и химеры, огнедышащие существа и др. Главные же персонажи мифологии — боги и герои.

В основе греческой религии лежал антропоморфизм — уподобление человеку. Боги имели человеческий облик, были красивы, а главное — бессмертны. Им присущи самые разные человеческие качества, правда проявляющиеся с особой силой, интенсивностью: великодушие, щедрость, ревность, коварство. Боги и герои не только напоминали обычных людей, но и общались с ними, простыми смертными, могли вступать в любовные отношения. Некоторые древние греческие аристократы числили в своих предках богов, гордились своим божественным происхождением.

Греческие боги по значимости делились на несколько категорий. Двенадцать главных, верховных богов обитали на заснежённой, высотой около 3000 метров, горе Олимп. На вершине Олимпа находились дворец Зевса и жилища других богов, которых называли олимпийцами. Само название Олимп близко понятию «небо». Греки считали, что существовало три поколения богов, причем, по преданию, младшие свергли власть старших. В мифологии, таким образом, отразилось соперничество между отдельными родами и племенами за верховенство.

Главным верховным богом, отцом всех богов и людей, был Зевс. Его считали сыном Крона, бога времени, а потому называли Кронидом. Зевс разъезжал по небу в золотой колеснице, его изображали сидящим на троне с орлом и скипетром в руках и пучком молний как главными атрибутами власти. С высот Олимпа он рассыпал людям свои дары и утверждал на земле порядок, устанавливал законы.

Супруга Зевса Гера являлась верховной греческой богиней, царицей богов, которая покровительствовала браку, супружеской любви и родам. Она изображалась величественной женщиной редкой красоты. Брат Зевса Посейдон был богом моря, всех источников и вод, а также земных недр и их богатств; На дне моря находился его дворец. Богом смерти был другой брат Зевса — Аид, царивший глубоко под землей. Царство Аида, куда не проникали лучи солнца, выглядело сумрачно-страшным и холодным, а загробная жизнь сущим – несчастьем. Сын Зевса Аполлон — бог гармонии и духовной деятельности, бог искусств. Он получил от Гермеса изобретенную им лиру и сделался покровителем муз, отсюда его прозвище: Аполлон Мусарёт, т. е. предводитель муз.

Музами называли богинь, спутниц Аполлона, покровительниц наук, поэзии и искусств: Клио — истории, Евтерпа — лирической поэзии, Мельпомена — трагедии, Талия — комедии, Терпсихора— танцам, Каллиопа — эпической поэзии, Полигимния — гимнов, пантомимы, Урания— астрономии, Эрато – любовной, эротической поэзии.

Сестрой златокудрого Аполлона была Артемида, богиня охоты, плодородия, покровительница животных, а также всего, что живет на земле, растет в лесу и в поле. В скульптурах она изображалась с луком и колчаном за плечами, охотящейся в лесах и полях. Богиня Афина, одна из самых почитаемых в Греции, рождена самим Зевсом, появилась у него из головы. Была богиней мудрости, в ее честь назван главный город Греции и воздвигнут главный храм Парфенон. Афина покровительствовала городам-государствам Греции, одаривала их мудрыми советами, спасала в минуту опасности. Сын Зевса Гермес — бог, покровительствующий путникам, ремеслам, торговле. Бог войны Арес, сын Зевса и Геры, Выступал обычно в обличье тяжеловооруженного воина — гоплита. Это самый нелюбимый из потомков Зевса, которого не терпели из-за его воинственности и кровожадности. Сыном Зевса и Геры являлся и бог огня, а также кузнечного искусства Гефест. Его изображали в фартуке и с кузнечным молотом, среди искр и дыма. Гефест — единственный олимпиец, занимающийся производительным трудом, считался искусным мастером ковки.

Жена Ареса, прекраснейшая Афродита, — богиня любви, внешне олицетворяла эллинский идеал женской красоты. Она пробуждала любовь в сердцах и богов и смертных и поэтому обладала всепобеждающей властью, царила над миром. Одной из величайших богинь считалась сестра Зевса Деметра, богиня плодородия, покровительница земледелия: без ее могучей силы ничего не родилось.

Любимейшим богом был также сын Зевса Дионис, покровитель виноградарства и виноделия. Празднества в честь бога Диониса сыграли большую роль в процессе становления греческого театра. Помимо главных олимпийских богов существовали и многочисленные боги как бы «второго сорта». Среди них Эрот, сын Ареса и Афродиты, шаловливый подросток, крылатый стрелок из лука, бог любви; Гипнос — бог сна; Танатос — бог смерти; Гименей:— бог брака; Асклепий, сын Аполлона и Корониды, — бог врачевания; Эрида — богиня раздоров; Ника — богиня победы и др.

Наряду с богами в мифах были «задействованы» герои, или титаны. Героями считались личности полубожественные, стоявшие между богами и людьми. Героями были и люди, реально существовавшие, исторические личности — афинский полководец (Мильтиад), государственные мужи. (Солон), основатели философских школ, крупнейшие поэты, чья деятельность играла большую роль в жизни греков. Их гробницы нередко находились в центре городов как напоминание о былых подвигах. Были героями и фигуры легендарные, созданные народной фантазией.

Одним из самых знаменитых и благородных героев-мучеников в мифологии являлся Прометей, оказавший неоценимую услугу человеческому роду. Среди любимейших народных героев был и Геракл, наделенный огромной силой. Буквально его имя означает «совершающий подвиги из-за гонений Геры». Когда Гера замыслила умертвить младенца Геракла, натравив на него двух змей, Геракл задушил их. Превосходя всех силой, не зная соперников в воинских упражнениях, Геракл совершил 12 подвигов. Среди них убийство чудовищного льва; уничтожение гидры — чудища с телом змеи и девятью головами дракона; истребление стимфалийских птиц, опустошавших местность, преследовавших животных и людей, разрывая их медными клювами, и многие другие. Эти и другие эпизоды образуют целый цикл увлекательных новелл.

В числе популярных героев Греции известный по многим мифам Персей, сын Зевса и Данай, также совершил немало подвигов. Подобно Прометею, он запечатлен в произведениях мирового искусства, на полотнах Рубенса, Рембрандта и Тициана. Величайшим героем Греции считался и Тесей, которому приписывали создание древнего государственного строя в Афинах. Героями почитались легендарный певец Орфей; величайший архитектор и зодчий Дедал; богач Тантал, столь возгордившийся, что счел себя равным богам, и за это был жестко наказан; Пигмалион, скульптор, способный даже оживлять свои создания.

Мифология сыграла огромную роль в развитии древнегреческой литературы. Сюжеты и образы мифов использовались во многих произведениях: в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, в трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида. Одновременно культы и традиции, связанные с мифологией, послужили основой для создания некоторых жанров и форм литературы, например лирики, трагедии, комедии, античного театра.

Миф о Пигмалионе

Афродита благосклонна к тем, кто ей верно служит. Она принесла счастье Пигмалиону, великому художнику с острова Кипр. Пигмалион жил уединенно, избегал женщин, не был женат. Но однажды он сделал из белой слоновой кости статую девушки, невыразимо прекрасной. Взирая на свое создание, он восхищался его совершенством и жизненностью. Казалось, что девушка дышит, что она живая. В итоге Пигмалион влюбился в собственное творение. Бессильный совладать со своей страстью, он даже обращался к статуе со словами, но она была нема. Тогда на празднике в честь златой Афродиты он принес ей в жертву телку с позолоченными рогами и обратился с мольбой к богине любви дать ему в жены девушку столь же прекрасную, что и его статуя. После этого пламя жертвенника ярко вспыхнуло. Это был знак того, что богиня услышала его просьбу. Когда Пигмалион вернулся домой, он увидел, что прекрасная статуя — живая. Так богиня любви дала Пигмалиону в жены красавицу девушку. Этот сюжет, оригинально переосмысленный, лежит в основе известной пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион».

Миф об Адонисе

Богиня любви Афродита влюбилась в сына царя Кипра — прекрасного юношу Адониса, превосходящего красотой всех смертных. Забыв обо всем на свете, Афродита проводила время с Адонисом на Кипре, охотилась вместе с ним в горах и лесах острова. Она стремилась не расставаться с ним, а покидая его на время, просила быть осторожным, избегать грозных животных, таких, как львы и кабаны. Однажды, когда Афродиты не было рядом, собаки напали на след огромного кабана и устремились за ним в погоню. Адонис уже готовился поразить зверя копьем, когда кабан бросился на него и нанес ему смертельную рану.

Узнав о смерти Адониса и тяжело это переживая, Афродита босиком отправилась по горным склонам и ущельям на его поиски, ее нежные ноги оставляли на камнях кровавые следы. Наконец она нашла убитого Адониса и стала горько над ним стенать. Желая навсегда сохранить о нем память, богиня повелела из крови юноши вырасти прекрасному цветку анемону. А там, где падали капли крови из пораненных ног богини, появились алые розы. Они были роскошными, а их цвет столь же ярок, как и кровь богини. Тогда Зевс сжалился над горем Афродиты. Он наказал брату своему Аиду, богу подземного царства мертвых, каждые полгода отпускать Адониса на землю из царства теней. Проведя полгода в царстве Аида, Адонис на то же время возвращается на землю навстречу ярким лучам солнца и объятиям златой Афродиты. Вся природа ликует, радуясь их любви.

Миф о троянской войне

Зевс и бог моря Посейдон заспорили о любви Фетиды. Богиня правосудия Фемида, вмешавшись в спор, предсказала, что у Фетиды родится сын, который превзойдет силой собственного отца. Чтобы избавить себя от возможной опасности, боги решили выдать Фетиду замуж за простого смертного Пелея. На свадьбу Фетиды и Пелея, происходившую в пещере кентавра Хирона, собрались все олимпийские боги и щедро одарили новобрачных подарками. При этом на пир не была приглашена богиня раздора Эрида. Уязвленная подобным пренебрежением, она решила наказать богов весьма изощренным способом. Она бросила на пиршественный стол золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей». С тех пор оно стало называться «яблоко раздора». О том, кому оно должно принадлежать, стали спорить три богини: Гера, Афина и Афродита, отнюдь не лишенные женского тщеславия. Даже Зевс отказался высказаться на сей счет. Он направил Гермеса в окрестности Трои, где среди пастухов находился красавец Парис, сын троянского царя Приама. Согласно прорицанию, Парису, сыну Приама и Гекубы, было уготовано стать виновником гибели Трои. Чтобы избежать этой участи, Приам повелел отнести Париса в лесную чащу и оставить там. Но сын Приама не погиб, его вскормила медведица. Когда Гермес обратился к Парису с предложением решить этот спор, тот был смущен. Каждая из богинь убеждала юношу присудить яблоко ей. При этом они сулили ему завидные дары: Гера – обещала власть над всей Азией; Афина — воинскую славу и победы; Афродита — в жены красивейшую из смертных женщин. Недолго колеблясь, Парис отдал яблоко Афродите. С тех пор он стал любимцем Афродиты, а Гера и Афина, как мы увидим, возненавидели Трою и троянцев.

Этой прекрасной женщиной была Елена, жена спартанского царя Менелая. Вскоре к нему в гости прибыл Парис. Менелай радушно принял его, устроил в его честь пир. Увидев Елену, Парис влюбился в нее. Но и та была поражена прекрасным пришельцем, облаченным в роскошные восточные одежды. Уехав на Крит, Менелай просил ее позаботиться о госте. Но Парис отплатил ему черной неблагодарностью. Воспользовавшись отсутствием мужа, он увез Елену и одновременно захватил его сокровища.

Менелай расценил это не только как личное оскорбление, но и удар по всей Греции. Ведь Елена была ее национальным достоянием. Он собирает вождей греческих племен и отправляется в поход против Илиона (древнее название Трои, откуда происходит и название поэмы). Главнокомандующим войском назначается брат Менелая Агамемнон, царь Аргоса, принадлежащий к роду Атридов, над которым, как мы увидим позднее, тяготеет проклятие. В рядах ахейских (греческих) воинов находятся Одиссей, царь острова Итака, мужественный воин Диомед, храбрец Аякс, обладатель волшебных стрел Филоктет.

Самым отважным был юный Ахиллес, царь племени мирмидонцев. При рождении ему была определена долгая и счастливая жизнь, если он не будет принимать участие в войне, и краткая, блестящая, если станет сражаться. Надеясь перехитрить судьбу, Фетида выкупала Ахиллеса в водах подземной реки Стикс, сделав его тело неуязвимым. Незащищенной была лишь его пятка, за которую она держала младенца (отсюда выражение «ахиллесова пята»). Мать пыталась укрыть Ахиллеса, не дать ему возможность принять участие в походе. Она спрятала его, одев в женскую одежду, но Ахиллес выдал себя. Он вошел в состав греческого войска, насчитывавшего, согласно преданию, более ста тысяч человек и более тысячи кораблей. Войско отплыло из гавани Авдида и высадилось вблизи Трои. Требование выдачи Елены в обмен на снятие осады было отклонено. Война затянулась. Самые главные события произошли в последний, десятый год.

Миф об Орфее и Эвридике

Орфей, великий певец, сын речного бога Эагра и музы песнопений Каллиопы, жил во Фракии. Его женой была нежная и красивая нимфа Эвридика. Прекрасное пение Орфея, его игра на кифаре не только увлекали людей, но зачаровывали растения и животных. Орфей и Эвридика были счастливы, пока на них не обрушилась страшная беда. Однажды, когда Эвридика со своими подругами нимфами собирала цветы в зеленой долине, их подстерегла спрятавшаяся в густой траве змея и ужалила жену Орфея в ногу. Яд быстро распространился и оборвал ее жизнь. Услышав скорбный плач подруг Эвридики, Орфей поспешил в долину и, увидев хладное тело Эвридики, нежно любимой жены, пришел в отчаяние и горько стенал. Природа глубоко сострадала ему в его горе. Тогда Орфей решился отправиться в царство мертвых, чтобы увидеть там Эвридику. Для этого он спускается к священной реке Стикс, где скопились души умерших, которых перевозчик Харон на ладье отправляет во владения Аида. Сначала Харон отказал Орфею в просьбе переправить его. Но тогда Орфей заиграл на своей золотой кифаре и чудной музыкой очаровал мрачного Харона. И тот перевез его к трону бога смерти Аида. Посреди холода и тишины подземного царства зазвучала страстная песня Орфея о его горе, о муках разбитой любви к Эвридике. Все, кто были рядом, поразились красотой музыки и силой его чувства: и Аид, и его жена Персефона, и Тантал, забывший о терзавшем его голоде, и Сизиф, прекративший свою тяжкую и бесплодную работу. Тогда Орфей изложил свою просьбу Аиду вернуть на землю жену Эвридику. Аид согласился ее выполнить, но при этом изложил свое условие: Орфей должен следовать за богом Гермесом, а за ним пойдет Эвридика. Во время же пути по подземному царству Орфею нельзя оглядываться: в противном случае Эвридика покинет его уже навсегда. Когда появилась тень Эвридики, Орфей пожелал её обнять, но Гермес велел ему этого не делать, так как перед ним лишь тень, а впереди долгий и трудный путь.

Быстро миновав царство Аида, путники достигли реки Стикс, где Харон переправил их на своей ладье к тропинке, круто ведущей вверх к поверхности земли. Тропинка была загромождена камнями, вокруг царил мрак, а впереди маячила фигура Гермеса и едва брезжил свет, что говорило о близости выхода. В этот момент Орфея охватила глубокая тревога за Эвридику: поспевает ли она за ним, не отстала ли, не потерялась ли в сумраке. Прислушавшись, он не различил позади никакого звука, что обострило тревожное чувство. Наконец не выдержав и нарушив запрет, он обернулся: почти рядом с ним он увидел тень Эвридики, протянул к ней руки, но в то же мгновение тень растаяла во мраке. Так ему пришлось вторично пережить смерть Эвридики. И на этот раз по собственной вине.

Охваченный ужасом, Орфей решает вернуться к берегам Стикса, вновь проникнуть в царство Аида и молить бога вернуть любимую жену. Но на этот раз мольбы Орфея уже не тронули старого Харона. Семь дней провел на берегу Стикса Орфей, но так и не смягчил суровое сердце Харона, а на восьмой вернулся к себе во Фракию.

Прошло четыре года после смерти Эвридики, но Орфей остался ей верен, не желая брака ни с одной из женщин. Однажды ранней весной он уселся на высоком холме, взял в руки золотую кифару и запел. Вся природа внимала великому певцу. В это время появились одержимые яростью женщины-вакханки, справляющие праздник бога вина и веселья Вакха. Заметив Орфея, они устремились на него с криками: «Вот он, ненавистник женщин». Охваченные неистовством, вакханки окружают певца и осыпают его камнями. Убив Орфея, они разрывают на части его тело, отрывают голову певца и вместе с его кифарой бросают в быстрые воды реки Гебра. Увлеченные течением, струны кифары продолжают звучать, оплакивая певца, а берег им ответствует. Вся природа оплакивает Орфея. Голову певца и его кифару волны выносят в море, где они доплывают до острова Лесбос. С той поры на острове звучат дивные песни. Душа Орфея сходит в царство теней, где великий певец встречает свою, Эвридику. С тех пор их тени неразлучны. Вместе блуждают они по сумрачным полям царства мертвых.

Образы поэтического мифа исключительно популярны в мировом искусстве. По его мотивам написаны полотна великих живописцев Тинторетто, Рубенса, Брейгеля; оперы «Орфей» созданы Верди и Глюком, балет «Орфей» — И. Стравинским; Жак Оффенбах написал оперетту «Орфей в аду». Оригинальную трактовку мифа дал американский драматург Теннесси Уильяме в драме «Орфей спускается в ад». Многие годы в Польше в Сопоте проходил международный фестиваль певцов «Золотой Орфей».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (5 votes, average: 3.40 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Краткое содержание Мифы Древней Греции