Любовь на краешке гнезда

Б. Шоу писал, что идеальная платоническая любовь возможна только по переписке. Такая форма любви выпала на долю великого русского писателя И.С. Тургенева к певице Полине Виардо. Любовь к ней стала не только платонической, но и роковой для Тургенева, разделив жизнь Тургенева на две части: до и после знакомства с Виардо.

Судьбоносная встреча состоялась в 1843 году в Петербурге, где Виардо была на гастролях и имела огромный успех. Тургенев влюбился с первого взгляда, хотя сама Полина не выделяла его на фоне остальных поклонников. Писатель был настолько

покорен этой, в сущности, некрасивой женщиной, что ей первой давал читать свои рукописи, и исповедовал душевные тайны.

Когда в 1846 году Полина со своим мужем Луи Виардо уезжает во Францию, в имение Куртавнель, Тургенев следует за ними на долгих три года. К этому времени он становится, очень дружен с Луи, и живёт в имении на правах друга семейства. Это место некоторые критики считают колыбелью литературного таланта писателя, здесь были задуманы его знаменитые «Записки охотника».

В 1850 году после смерти матери писатель возвращается в Россию, где после нашумевшего некролога, посвящённого Гоголю, он оказывается

в ссылке. В переписке с боготворимой Тургеневым женщиной наступает перерыв. В это же время он переживает лёгкое увлечение своей дальней родственницей, а затем очаровывается Марией Толстой. Но не одно из чувств писателя не переросло в семейные отношения: его единственной страстью оставалась Полина Виардо.

В попытке отвлечься от проблем в личной жизни Тургенев создаёт свои великие произведения: «Рудин», «Отцы и дети», «Накануне», «Дворянское гнездо». Тогда же появляется образ знаменитой «тургеневской девушки» – скромной, умной, самоотверженной, любящей, не боящейся действовать решительно. Одновременно с этим образом возникает образ главного героя произведений Тургенева – противоположность романтическому женскому образу. Его герои – нерешительные, боящиеся брать на себя ответственность мужчины, пасующие перед действительностью. В создаваемых автором образах можно найти черты его самого и единственно любимой им женщины – Полины.

Чувство глубокой привязанности к Виардо заставляет Тургенева в 1856 году вновь отправится во Францию. Здесь, в окружении членов семьи певицы, Тургенев вполне счастлив, но ощущение, что он «присел на краешке чужого гнезда», заставляет его испытывать непереносимую тоску, в глубине души он тяготится своим положением безмолвного воздыхателя. Хотя при жизни Полина Виардо представляла на публике свои отношения с Тургеневым исключительно как дружеские, из переписки становится ясно, что для писателя это было глубокое сильное чувство, которое он пронёс через всю жизнь. Пусть Виардо и не отвечала ему взаимностью, но и не отталкивала, позволяя Тургеневу любить себя.

Здесь, во Франции, рождаются знаменитые «Новь», «Вешние воды», «Дым». Хотя Тургенев во время своих поездок в Россию имел там оглушительный успех, эта страна не была его родиной, равно как и Франция; единственным его приютом, его домом, был дом Виардо. Так и не «свив своего гнезда», Тургенев остался рядом с боготворимой им женщиной, следуя странной, необъяснимой разумом судьбе, перенося свою любовь к Виардо на всех членов её семьи.

Полина Виардо всегда открыто высказывала своё мнение о творчестве писателя, и как могла, поддерживала в нём тягу к литературе, в отличие от матери Тургенева, которая достаточно пренебрежительно относилась к занятиям своего сына. Однако Виардо не могла оценить всей тяжести трагедии отрыва Тургенева от России, не чувствовала особого русского духа, пронизывающего все произведения писателя. Тем не менее, в завещании Тургенев оставил Полине право на все свои сочинения, изданные и неизданные. Нужно отдать должное этой женщине: в её руках сохранилось и дошло до потомков великое наследие писателя, ставшее яркой жемчужиной в русской литературе.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Рекомендуется к прочтению:



Любовь на краешке гнезда